На нашем портале обитают, творят и общаются талантливые авторы, мастера своего дела. Многие из них преуспели в нескольких направлениях творчества, например,
Валерия расскажет читателям Журнала Ярмарки Мастеров о своем необычном табу, победе осязаемого над виртуальным, и том, как знание психологии помогает в творчестве.
— Валерия, расскажите об истоках Вашего не совсем обычного для творческих людей табу — учиться всему самостоятельно, не перенимая знаний у преподавателей. Какие плюсы и минусы Вы видите у подобного способа обучения.
— Я считаю, каким бы замечательным ни был преподаватель, он все равно действует по определенному шаблону, пусть даже им же и разработанному. Мне не свойственно такое мышление, оно не дает мне возможности самореализовываться, вкладывать кусочек души и сердца в задуманное изделие, будь то украшение, картина или скульптура, а я всегда стремлюсь к индивидуальности. Практически никогда не делаю повторов, могу выполнить работу по мотивам, но это будет уже другая жизнь, совсем другая история.
Наверное, для некоторых перенимание знаний у преподавателя — это способ быстро достичь положительных результатов, чтобы применять их в дальнейшем. Но несомненный плюс в самостоятельном обучении — отсутствие заключения в рамки техники преподавателя, которые ограничивают ваш естественный полет фантазии.
— А что появилось в Вашей жизни раньше — создание фотокартин или украшений? Расскажите об истоках Вашего творчества.
— Мой творческий путь начался еще с детства. Я помню себя лет с пяти, когда долго могла сидеть за столом как мышка и рисовать акварелью разные размытые фигуры, затем складывать лист бумаги вдвое, открывать и разглядывать получившегося волшебного персонажа. Это было так занимательно и интересно! С этого самого момента все мое творчество связано с волшебством, фентезийными мирами и необычными образами.
В двенадцать лет я поступила в художественную школу и с удовольствием училась. Помню, как ждала уроки по свободной теме, где можно было фантазировать и придумывать что-то свое.
Потом я поступила в художественный колледж на отделение «Роспись по дереву». Отучившись там четыре года, я вышла с высшим разрядом и полученной профессией. А лет в двадцать увлеклась созданием фотокартин, где смогла в большей степени раскрыть свою душу и эмоции, на тот момент бушующие во мне. На этом поприще я достигла популярности, мой почерк стал узнаваем, появились ценители моего творчества. Выставки фотокартин проходили как в России, так и за рубежом. Я жила и вдохновлялась этим пять лет, но в один прекрасный день я поняла, что компьютерного искусства мне мало, хочется чего-то осязаемого и красивого.
Вот тут и начались мои первые опыты в ручном творчестве. В интернете я увидела необычное украшение из бисера, которое просто покорило меня своей красотой и индивидуальным стилем. Посмотрев фото поближе, я приблизительно представила, как это может быть сделано. Когда внутри загорелся огонь желания сделать что-то другое, дело оставалось за малым — купить материалы и начать экспериментировать!
Мне с детства нравилась кропотливая, мелкая работа, и вышивка бисером — то, что было нужно моим рукам и воображению. Первые работы были небольшими и скромными, но уже тогда я поняла — это именно то, чем я хочу заниматься постоянно. Через все трудности, по пути проб и ошибок, я упрямо двигалась вперед, не проживая ни дня без работы и усердия.
— Миниатюра, живопись, лепка, бисероплетение — многие Ваши работы объединяют все эти виды творчества. А как решиться творить в смешанной технике?
— Да, я делаю украшения в разных техниках и стилях, наверное потому, что все они мне очень близки, и выбрать что-то одно сложно. В какой-то момент я решила попробовать сочетать лепку и ткань, лаковую миниатюру и бисер. Увидев результат, я поняла, что это интересно. Поэтому мои работы так разнообразны и подходят как утонченным особам, так и людям с сильным и твердым характером. Решиться творить в такой смешанной технике очень просто, нужно только не бояться экспериментировать с разными материалами. Если руки любят работу, а в душе не утихает вдохновение, то все получится, нужно только начать.
— Как рождаются Ваши украшения — предшествует ли их воплощению детальный эскиз или же каждая работа — это экспромт?
— Мои украшения — это скорее экспромт, нежели процесс создания эскизов. Очень часто, приобретая материалы для творчества, я уже подсознательно чувствую, каким примерно будет украшение. В работе со скульптурной миниатюрой я иногда делаю эскизы, но практически всегда в процессе создания украшения изменяю многие моменты, тем самым отхожу от первоначальной задумки. С моими картинами совершенно другая история. Считаю, что они все живут и дышат во мне, ждут своего времени, еще не воплощенные в жизнь. Они приходят ко мне яркими вспышками, которые полностью отражают сюжет. Бывают моменты, когда я просто вижу их во сне, а затем претворяю в жизнь.
— Сталкивались ли Вы на собственном опыте с творческим кризисом, потерей вдохновения? Есть ли у Вас проверенные рецепты по возвращению музы?
— С творческим кризисом я сталкиваюсь довольно редко, потому как новые увиденные внутри себя или придуманные работы опережают скорость их создания. Я работаю практически круглые сутки, работы постоянно пополняются, но вдохновение не иссякает. Я это очень ценю и лелею. Но иногда бывают моменты, когда я не могу работать, я считаю, что это мозг высказывает свое желание отдохнуть и отвлечься от творческого процесса.
Мои работы чаще всего сами диктуют свой стиль, я только дополняю, одеваю их в красивую оболочку. Бывают дни, когда мне хочется что-то создать, но руки не слушаются, тогда я включаю свою любимую музыку — русский фолк — и продолжаю работать. Удивительно, но иголка сама бежит вперед мысли.
Способом отдыха и возвращения музы я считаю приятную прогулку по тихим местам, наедине с любимой музыкой. Часто я гуляю в полях или ухожу в лес, ведь природа — это прекрасный собеседник и катализатор вдохновения.
— Нашло ли отражение в творчестве Ваше увлечение психологией?
— Знание психологии мне помогает во многих аспектах, как ни странно звучит, даже в выборе цветовой гаммы для украшения, определения его эмоциональной нагрузки и правильной подачи идеи. Так как мои работы выполнены в разных стилях, то и несут разную энергетику, поэтому я считаю, что именно психология помогает создавать украшения для разных людей с совершенно разными характерами и предпочтениями.
Что касается картин, тут существует взаимосвязь между моим внутренним и внешним миром, между сердцем и душой. Все это я и пытаюсь воплотить в своих работах. Здесь я не сдерживаю свои чувства и эмоции, а просто показываю их такими, какие есть. Зрители на моих выставках часто говорят, что некоторые мои картины несут в себе очень тяжелую психологическую нагрузку, но тем самым заставляют задуматься о смысле жизни и бытия.
— Как Вы считаете, может ли человек добиться большого успеха одновременно на двух разных творческих поприщах, или же в какой-то момент придется выбирать что-то одно?
— Это возможно, но очень трудно, и требует огромного количества времени и сил. Ведь нет ничего невозможного, надо только сильно захотеть. Я люблю свои картины, не забываю про них, но в данный момент больше сосредоточена на украшениях. С недавнего времени стала изучать скульптурную миниатюру, а это именно создание образов и лепка человеческих лиц, в этом я вижу большое сходство с картинами, так как там я показываю образы, сложенные в моем подсознании.
Самое трудное для меня — это внутреннее переключение с одного вида творчества на другое. У меня был опыт объединения на выставках показа украшений и картин. Судя по отзывам, публике такое сочетание очень понравилось. Но это очень тяжело, поверьте мне на слово.
— Расскажите читателям о своих творческих планах.
— Вообще, я не загадываю наперед и, наверное, живу одним днем, поэтому ставлю себе только маленькие цели по воплощению идей или подбору и сочетанию необычных материалов. Не проходит ни дня без новосотворенной вещицы. У меня многие спрашивают про мастер-классы, но пока я не готова это организовывать, слишком мало времени, может в будущем я все же дойду до статуса «учителя», чтобы передать свои навыки и умения заинтересованным ученикам. Но пока это только мысли, которые легко проносятся в голове.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером?
— Мой совет начинающим рукодельницам — это, конечно, упорство, старание, самокритика (без нее никак), стремление идти только вперед и развиваться, не бояться переделывать, и для вдохновения иногда уходить в мир сказок и природы. Я считаю, что нужно быть к себе строгим, не давать надолго расслабляться и оставлять работу на потом, показывать свои творения и быть готовым к критике, не бояться ее и не принимать слишком близко к сердцу, хоть это и сложно. Всегда творить с любовью, нежностью и добром, тогда изделия получаются «теплыми».