Май. В садах, парках, лесах тянутся к солнышку первые цветы, радуя глаз свежими красками и жаждой жизни. И подумалось мне, что этими качествами — буйством цвета и страстностью — более всего отличаются живописные шедевры Ван Гога, а в их числе прекрасные натюрморты, которые я хочу вам и себе напомнить.
Не зануда, но всегда стараюсь наиболее полно представить информацию о живописных работах с целью не только воссоздать общее впечатление от картин мастера, но и дать полезный фактический материал о полотнах — годы создания, размеры, музей, в котором картина хранится, и поэтому сразу отмечу, что в аннотации к публикации я поместила репродукцию портрета Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи (1888 г.,73×91 см., х., м.,Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды) руки Поля Гогена, друга и соратника художника.
Наверное нет ни одного человека не знающего вангоговского шедевра «Подсолнухи», но мы их оставим на закуску.
А начнем с тех цветов, что ближе к нам сейчас по сезону, с майских ирисов (вот видите, нам пригодилось знание о дате создания картины — май 1890 г.):
Натюрморт. Ваза с ирисами. Май 1890, Овер. Холст, масло, 74х92.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
"Ирисы". 1890 г.
Холст, масло. 92х73,5 см.
Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.
Цветущие ирисы, 1889. Холст, масло, 71х93.
Художественная галерея Пейсона, Гетти-музей, Калифорния, США
Ирис, 1887 г., х., м., 62.2 x 48.3 см. Национальная галерея Канады
Весенние сады Франции представлены целой серией работ художника, но мы остановимся на вышеозначенной теме - цветах. Полюбуемся веточками цветущего каштана, миндаля, буйно распустившегося розового куста.
Цветущие каштановые ветви
1890 г., х., м., 72 x 91 см., собрание Э.Г.Бюрле, Цюрих
Цветущая ветка миндаля. Сан-Реми, март 1890. Холст, масло, 77х92.
Музей Ван Гога, Амстердам
Розы. 1889 г.,
х., м.,
33 x 41.3 см.
Натюрморт. Розовые розы. Овер, июнь 1890. Холст, масло, 32х40.
Копенгаген. Глиптотека Карлсберга, Дания
И насладимся прекрасными натюрмортами срезанных цветов в вазах, как пышноцветущих садовых, так и простеньких полевых, но столь же эффектных, вроде чертополоха.
Ваза с олеандрами и книгами. Арль, август 1888.
Холст, масло, 60х74. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Букет цветов в голубой вазе. Париж, лето 1887.
Холст, масло, 61х38. Отерлоо, Кроллер-Мюллер Музей
Цветы в голубой вазе
1887 г., х., м., 58 x 43.5 см. частная коллекция
Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890.
Холст, масло, 65х50. Частное собрание
Натюрморт с красными гладиолусами,
1886 г., х., м., 55 x 40 см. частная коллекция
Натюрморт с розами и подсолнухами
1886 г., х., м., 50 x 61 см. Кустхалле
Натюрморт с императорскими коронами (рябчиками) в бронзовой вазе
1887 г., х., м., 73.5 x 60.5 см. музей Орсе, Париж
"Натюрморт с чертополохом". 1890 г.
Частное собрание.
Майолика с полевыми цветами
1887 г., х., м., 55 x 46 см. собрание Барнс, Мерилин, Пенсильвания
А теперь обещанные подсолнухи, ставшие символом живописи Ван Гога. Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. А потом весьма увлекся этой темой и в наследие нам осталась целая серия картин.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. Холст, масло, 92х73.
Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.
Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Холст, масло, 101х77. Токио. Японский музей искусств Сомпо, Япония
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888.
Холст, масло, 93х73. Национальная Лондонская Галерея, Англия
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Холст, масло, 95х73. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.
Уничтожена немецкими солдатами во время второй мировой войны
Последняя информация (особенно накануне самого памятного праздника для нас - 9 мая) заставляет задуматься и призвать - давайте сохраним хотя бы в нашей памяти эти великолепные шедевры!