Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.
Появилась елка на Руси при Петре Первом, но далеко не сразу вошла в жизнь русского народа и далеко не сразу стала неотъемлемой частью рождественских и новогодних празднеств, а «приживалась» в нашей стране медленно и весьма болезненно.
Рождественская елка во время своего «врастания» корнями в русскую почву должна была пережить и минуты восторга, и мгновения ненависти, и годы забвения, и периоды полного равнодушия. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр Великий издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие и в далекой снежной России соблюдать обычаи своей родной Германии.
Германия считается первой страной, где была введена рождественская елка — специально для детей. «И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа», - писала . душечкина, наш известный историк "рождественской" культуры.
Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.
Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.
“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.
С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века
«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке... способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.
Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки...
А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней... Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».
Никто не знает наверняка, где и как зародился обычай устраивать рождественскую елку. Тем не менее несомненно, что пришел он из глубокой древности и связан с языческими верованиями в то, что у каждого предмета — в том числе и у деревьев — есть душа. Следы почитания деревьев находят в древних религиях англичан, скандинавов, итальянцев, французов, чехов, на Кавказе, в Аравии, Монголии и других местах. Часто деревьям приносили жертвы, украшали их, навешивая на ветви кусочки материи, ленты, мясо, хлеб, другие украшения — в частности зажженные свечи. В окрестностях Киева, начиная с 1506 года и вплоть до 1917 года, существовал праздник «женитьбы свечки», когда вечером 1 сентября (первый день Нового года в допетровское время) на базаре устанавливают елку, увешивают ее фруктами, овощами, цветными бумажками и восковыми свечами и устраивают вокруг песни и пляски до утра. Вокруг ели на Руси совершался и обряд венчания, запечатлевшийся в русской пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели».
Таковы «языческие» корни праздника. Но есть у обычая устраивать рождественскую елку и корни «христианские».
В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира.
Елка — эта символ райского дерева, древа жизни, которого люди «некогда лишились, но которое возвращается нам родившимся Спасителем, невидимым Солнцем правды (Рождество), дарующему всему жизнь через ежегодное нарождение и действие видимого солнца (Новый год)».
Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными "игрушками". Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.
Старинная тренога для елки
Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.
С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.
Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.
Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые "елочные" фабрики", однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко - дороже отечественных.
Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.
Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг
Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.
Елена Хмелева. Новый год