Всех благодарю за проявленный интерес к моей публикации о
С тобой одною Лермонтов вдвоём
Пел песню колыбельную...
Такую,
Что до сих пор растёт богатырём
Праправнук твой, о Родине тоскуя,
....
О, как любил тебя Толстой потом
(Ты на него тогда и не глядела),
И он жалел, что не был казаком,
Но ты никак об этом не жалела!
Отрывок из стихотворения .Н.Н. Туроверова "Казачка"
«Казачий Союз»,
г.Париж (Франция)
История гребенских казаков полна тайн и загадок. Об их происхождении, расселении на берегах Терека ученые до сих пор ведут споры. Однако известно, что гребенцы прибыли на Кавказ примерно в XV-XVI веках. Их предками были рязанские казаки и новгородские ушкуйники. Поначалу гребенцы жили за пределами Российского государства, управляли их поселениями выборные атаманы. С 1711 года сформировано Гребенское казачье войско под юрисдикцией Русского государства.
Ближайшими соседями гребенцев были чеченцы, которые оказали влияние на их культуру и быт. Гребенцы строили жилье по примеру горцев, мужчины стали носить черкески как у чеченцев, нередко и женились на чеченках.
"Таким путем горянки внесли элемента своей красоты в красивый и без того тип казачий, и по этой-то причине население терских станиц довольно резко отличается красотою от прочих жителей северного Кавказа." (Воспоминания о былом В-ИЙ, А.)
Князь Юрий Павлович Гагарин, который в 1846 году останавливался в станице Червленой, был поражен красотой казачки Авдотьи Догадихи: «— Хотя ей было уже лет за тридцать, — вспоминает князь, — это была замечательная женщина. Она была высокого роста, бюст ее бросался в глаза всякому. При редкой стройности стана, необыкновенной белизне цвета кожи, голубых на выкате глаз, при черных как смоль волосах, эффект был поразительный. Мне в первый раз в жизни, — сознается он, — пришлось увидать такую женщину. Войдя к ней, я казался встревоженным и изумленным; я никогда не предполагал, что могу встретить между простыми казачками типы такой изящной красоты».(Сергей Чекалин "Куда несетесь вы, крылатые станицы?")
Казачка Дунька Догадиха стала прототипом образа красавицы Марьяны из повести Л.Н. Толстого "Казаки". Ее колыбельная песня, которую она пела над колыбелью своего племянника, стала вдохновением М.Ю. Лермонтова для написания "Казачьей колыбельной". Речи о ее красоте дошли и до Александра Дюма, который даже приехал в станицу Червленную, чтобы повстречаться с красавицей. Ко времени его приезда Догадиха уже умерла и Дюма был уверен, что о ней Лермонтов написал в стихотворении "Дары Терека":
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Однако, данное представление Дюма было ложным. Авдотья умерла гораздо позже Лермонтова.
Несмотря на влияние соседей, гребенцы сохранили свою веру (они были старообрядцами), язык и традиции. Достоверно сейчас не известно, как выглядел костюм гребенской казачки до XVIII. В одном из музеев хранится терский косоклинный сарафан, который принадлежал гребеничке. Однако период, в который его носили достоверно еще не известен. В одной из книг известного дореволюционного историка терских казаков — Караулова записаны образцы речь гребенской старушки, которая рассказывала, что их матери выходили замуж в похожих сарафанах, которые шили из красивой парчевой ткани, похожей на ту, что носят священники.
С начала XIX века в гардеробе казачек появляются бешметы. В начале 1802 года Кореев Е.М. запечатлел гребенских казаков того времени на своих гравюрах.
Костюм незамужних гребеничек середины XIX века можно увидеть на акварелях князя Григория Григорьевича Гагарина.
Портрет Аксиньи Федюшкиной
Портрет Аксиньи Федюшкиной
Портрет Арнаутова с дочерью
Гребенички носили кафтаны (или бешметы) с длинными (до кисти) рукавами и фуфайки с рукавом по локоть. Дорогие бешметы шили из атласа или шелка, обшивали их узким галуном. Застежками служили серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар разной величины и формы. Петли нашивали на бархат, плис или красный козловый сафьян, обшитый туго серебряным галуном. Обычные ситцевые бешметы не украшали.
Цвета бешметов и фуфаек предпочитали ради прочности чёрный, но носили также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета и других цветов.
Рубашки, которые носились под бешметом или фуфайкой, шились длиною по щиколотки и имели весьма широкие рукава. Будничные рубахи были ситцевыми, нарядные — из персидского канауса.
Поверх бешмета или фуфайки надевали серебряный галунный пояс по кавказской моде. На шею вешали янтарные, коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом. В ушах носили старинные серебряные с чернью серьги, а позже и европейской работы.
Костюмы гребенских казачек, представленные в музеях.
Основным отличием замужних и молодых гребеничек служил их головной убор. По описаниям дореволюционных авторов (Ф.С. Гребенец, И. Кулебякин), замужние женщины заплетали на голове две косы и складывали их кружком в передней части головы. На висках оставляются "букли". На косы сверху надевается "подкосник" в форме круга с обращенной вперед осью. Сверху надевается "сорочка" (чепчик) и голова подвязывается "стягишом" (небольшой платок, согнутый пополам, углы которого завязываются позади головы, обычно из красного шелка). Поверх всего головного убора надевалась "ширинка", которая представляет из себя большой платок (праздничный — шелковый, будничный — батистовый).
Описанный головной убор встречается на фото замужних казачек в плоть до начала XX века. На него мало обращают внимание, поскольку верхний платок стал завязываться на русский манер и практически закрывает все остальное, однако если обратить внимание на то, что платок сильно увеличивает размеры головы и из-под него выглядывает край еще материи, то можно делать вывод, что казачка на фото уже замужем. Подобные головные уборы у горянок и других казачек не встречались.
Портрет казака Гребенского полка Федула Федюшкина и его первой жены. Г.Г.Гагарин
Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.
Теперь перейдем к сходствам и отличиям костюмов гребенских казачек и местных горянок.
Для начала, обратимся к старинным фотографиям горянок и казачек. Как ни странно, фотографий чеченок гораздо меньше.
На фото классический чеченский праздничный наряд. Второе фото уже советских времен, но платье образца конца XIX века. Здесь мы видим нагрудные застежки, которые крепились на нижнюю рубаху, длинные распашные рукава и распашную юбку верхнего платья.
Костюмы других соседей — ингушек отличались наличием шапочки.
Осетинки, адыгейки (черкешенки, кабардинки), карачаевки и балкарки также носили шапочки различных форм. Сами их костюмы были более сложными, включали в себя еще различные кафтанчики нарукавники, длинные свисающие нарукавные подвески овальной и прямоугольной форм. Нагрудники пришивались как на нижние кофты, так на кафтанчики, так и одевались отдельно. Платья и головные уборы обшивали орнаментами.
Примеры женских костюмов народов Кавказа.
Адыгейки
Осетинка
Костюмы гребенских казачек на фото конца XIX - начала XX веков.
Спустя время гардероб казачек пополнялся платьями по европейской моде и "парочками". Однако, неизменной остается их любовь к украшениям, которые назывались "припойки".
Благодаря бережному отношению к платьям своих мам и бабушек, некоторые гребенички выходили замуж в традиционных платьях до 40х годов ХХ века.
На фото свадьба. Ноябрь 1937 год. Пимичева Зинаида Федоровна и Иничкин Петр Герасимович, ст. Червленная.
К сожалению, времена расказачивания, гражданской войны, чеченских войн привели к утрате памяти потомков о традиционных костюмах предков, и все чаще гребенских казачек можно встретить в традиционных "парочках" и в чеченских платьях, которые не задумываясь принимаются за свои.