Советское ретро – история советской открытки.
Поскольку я занимаюсь скрапбукингом, а точнее кардмейкингом, т.е. изготовлением открыток ручной работы, мне всегда было интересно, как открыточное дело развивалось в СССР. А недавно одна хорошая девушка выслала мне в подарок полкило советских открыток))). Я решила про них рассказать и показать кое-что из подаренного, а также найденного на просторах Интернета. Материал этой статьи собран с разных сайтов.
Художественная открытка, почтовая карточка уже давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и как средство коммуникации. Филокартии посвящены научные исследования и художественные альбомы.
Примечательно, что массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году. Вот новогодняя открытка того периода:
1954. С Новым годом! (О284)
Художник Э. В. Стрелкова
Издание Министерства Связи СССР. Ш 04653 25/X 1954 г. Моск. Печ. Ф-ка Гознака. Зак. 4179.
Однако и до этого люди стремились посылать открытки. Поэтому на территории СССР бытовала нелегальная, изготовленная кустарным способом фотооткрытка, которая в советское время могла являться предметом внимания правоохранительных органов, поскольку ее производство и продажа считались незаконной коммерческой деятельностью.
После военных лишений открытка вошла в жизнь непривычной красотой, ее использовали для украшения дома, мастерили вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить. Чем старше открытка, тем лучше ее качество, интереснее сюжет и стиль исполнения.
Художник Е.Н.Гундобин.1959 г… Издание Министерства связи СССР. Моск.печ.ф-ка
Художники И.Знаменский и В.Арбеков.1955 г.ИЗОГИЗ.
Так и хочется назвать изображение на ней не картинкой, а картиной. Самыми яркими и живыми были открытки 50-х годов. Они в основном печаталось на «Гознаке».
Художник М.В.Мыслина.1960 г.
Издание Министерства связи СССР.Моск. пе. ф-ка Гознака.
Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток. Их рисовали лучшие художники «Гознака».
1958. С Новым годом! (О286)
Художник И. Знаменский.
На рубеже 50-60х годов появляются открытки с тиснением и фольгированием – выпуклые цветы и листочки и блестящие золотом или серебром поздравительные надписи.
Ленинград.Ф-ка №4.1959г.
Киев.1961г.
60-70е годы ознаменовались аполитичными зимними пейзажами и космической тематикой: Дед Мороз не едет на тройке, а летит на самолете или космической ракете, мальчик дарит девочке на 8е марта звезду и др.
Худ.Г.Соловьев.1964г.
Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.
Художник Б.Пармеев.1974 г.
Издание Министерства связи СССР.
Художник К.Рудов.1974 г.
Художники Е.Емельянов и Р.Достян.1966 г.
Издательство «Советский художник» Ленинград.
В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Пропагандируется национальное равенство и братство.
Художник А.Игонин.1965 г. Тип. «Художник РСФСР» Росглавполиграфпрома.
Художник Э.Раппопорт.1966г. «Советский хдожник» Москва.
Часто встречается сюжет с окном, стройки, многоквартирные дома для «счастливых советских семей». А также пропагандируются иные достижения научно-технического прогресса.
Худ.Е.Я.Емельянов.1964г.
Худ.И.Я.Дергилев.1964г.
Издание Министерства связи СССР.
Не редкость – Новогодние балы, где танцуют и «культурно отдыхают» красиво одетые девушки и молодые люди. А Дед Мороз со Снегурочкой выступают на эстраде.
Художник М.Папулин. 1973 г.
Издание Министерства связи СССР
В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодежь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу.
Художник Д.И.Денисов.1964 г. Издание Министерства связи СССР.
Художник Т.Сазонова. 1957 г. Полиграфкомбинат, г.Калинин.
Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой (кстати, это чисто русское изобретение, ни в каких других странах у дедушки нет внучки).
Художник Стриженов. 1964 г.
Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.
Художник И.Дергилев. 1973 г.
Издание Министерства связи СССР.
Во все советские времена одним из главных сюжетов становится Москва, с ее кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятником Пушкину.
Худ.Бойов.1975г.
Художник В.В.Пименов. Издание Министерства связи СССР
Худ.Ю.Арцименев.1973г.
Издание Министерства связи СССР.
В эти же годы набирает обороты фотооткрытка. Популярны фото цветов и композиций. Многие начинают собирать открытки с розами, например. Такие открытки часто продаются на почте.
Фото И.Дергилева.1973г.
Издание Министерства связи СССР.
Фото Г.Костенко.1975 г.
Издание Министерства связи СССР
В 80-е она уже вытесняет рисованную. На новогодних фотооткрытках в основном еловые ветви с игрушками и бутылка шампанского, а в середине 80-х годов во время антиалкогольной кампании с открытки исчезает вино, вместе с бокалами. Открытка теряет свою индивидуальность и оригинальность.
Фото П.Кузьмичева.
В 21веке в открыточной промышленности наблюдается резкий всплеск. Появляются открытки огромных форматов (А4, А3) которые дарят на свадьбы и юбилеи. Становятся популярными открытки с «приколами», фотоокрытки, открытки сложной формы. Снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Появляются персонифицированные открытки – не просто «Поздравляю!» а «Любимому папе», «Лучшей подруге», распространяются открытки с цифрами на каждую годовщину. Казалось бы с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток – появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы, которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.