Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, что неподалеку от Таррагоны.
Все мужчины в роду Гауди были либо каменщиками, либо котельщиками. Антонио с честью продолжил и развил семейную традицию - все его работы от самых ранних, до последней - величественного Храма Святого Семейства, это, в основном, работы из металла и камня.
В 1878 года Антонио получил диплом Высшей технической школы архитектуры. Председатель комиссии на защите дипломного проекта Гауди сказал:
«Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».
Три основных составляющих жизни великого Гауди - архитектура, поклонение природе и вера в Бога, крепнущая с годами, тесно переплелись во всех его творениях.
Гауди начинал строить, не планируя, не имея чертежей, порой, сам до конца не зная, какая из трех направляющих возобладает и сумеет-таки подчинить остальные, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты.
Недалеко от улицы Рамбла располагается одно из замечательный творений архитектора – дворец Гуэль (Palau Guel, Nou de la Rambla, 3-5). Гауди построил этот дворец в 1886-1889гг. В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-парка" - неосуществленного замысла Гауди.
Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Порой даже трудно понять, где элементы , придуманные Гауди, а где - живая природа.
В парке представленны едва ли не все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса.
Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое.
Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.
Недаром его, объявив памятником Искусства, купил муниципалитет Барселоны, правительство Испании возвело в ранг Национального памятника, а ЮНЕСКО объявило Наследием Гуманизма. Каса Батльо - самый живой, самый фантастический, самый красивый дом, построенный Антонио Гауди
Этот дом шевелится, дышит, меняет свой цвет в разное время суток и года, гипнотизирует и завораживает, завлекая тебя внутрь - как живое, достаточно опасное и хищное, но какое же прекрасное существо.
Сальвадор Дали писал об этом доме: "Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии".
Начало 20 века. Архитектору - пятьдесят.
Гауди становится все более и более религиозен. Все больше он стремится к одиночеству. Он покидает центр города и селится на окраине Барселоны - в одном из двух домов, построенных в парке Гуэль по его же проекту (сейчас это дом-музей Гауди). И это - самый расцвет творчества великого Мастера.
В это время текстильный фабрикант Жозеп Батло-и-Касановас пожелал перестроить свой дом, неоклассический особняк постройки 1857 года.
Осенью 1904 года Гауди взялся за перестройку особняка. Реконструкция этого дома заняла у Гауди около трех лет - между 1904-1906 годами. Зато теперь, Каса Батльо является жемчужиной, украшающей "Мансана де дискордиа" ("Квартал раздора") и саму красавицу Барселону.
Можно часами рассматривать это диковинное строение и каждый раз видеть в нем что-то разное. То чудесно-радостное, то угрожающе-зловещее, но всегда неизменно-живое и беспрерывно-меняющееся.
Здание будто шевелится, подставляя солнцу и дождям свои бока и чешуйчатый хребет.
Горожане прозвали Каса Батльо «Домом костей». Действительно, можно увидеть в балконах - черепа жертв дракона, а в колоннах-перекрытиях - их кости. Каса Мила - следующий шедевр Гауди - в народе называют Ла Педрера.
Если от драконоподобного живого Дома Батльо мы отправимся вверх по проспекту Пасео де Грасия, то минут через десять приятной прогулки по красивейшей улице мира мы доберемся до пересечения проспекта с улицей Провенса, где стоит ещё один дом Гауди - Каса Мила, строительство которого началось в 1905 г. и завершилось через 5 лет.
Шестиэтажное здание плавно "перетекает" с одной улицу на другую. Нет никаких таких привычных нам углов, волны балконов накатывают и отступают, создавая иллюзию бесконечного движения.
Даже парадная дверь в дом напоминает заросли каких-то лиан.
В проекте Гауди были предусмотрены пандусы для лошадей и экипажей к каждой квартире, чтобы жильцы могли подъезжать прямо к дверям.
Он впервые применил пандус в строительстве - этот принцип стал использоваться впоследствии в многоярусных паркингах. Многие считают Каса Мила самым совершенным творением Гауди в гражданской архитектуре, называют его венцом модерна, утверждая, что если бы из всех модерновых зданий в мире в мире осталось бы только это одно, оно олицетворяло бы модерн в его совершенном виде.
Но самое фантастическое место Ла Педреры - крыша. Это - настоящее воплощение сюрреализма в архитектуре
Сюреалистическое воинство выстроилось на крыше.
Расцветают каменные цветы и грибы фантастических форм.
Эльфы и гномы сверху взирают на людей, суетящихся внизу на шумных улицах.
Люди, попавшие на эту крышу могут находиться здесь часами, переходя с места на место, любуясь невероятными творениями гения и окружающим видом.
Последнее, незаконченное, но самое грандиозное творение мастера - Искупительный храм Святого семейства (Саграда Фамилиа), который сам Гауди считал своим главным детищем. Ему он отдал 43 лет своей жизни и умер, так и не завершив начатое. Это - одно из самых впечатляющих сооружений всей Испании, и уже давно - символ Барселоны.
Сам Гауди желал, чтоб она стала главным католическим храмом не только страны, но и мира.
Глубоко религиозный человек, Гауди решил рассказать историю Святого семейства по-своему, сделать собор архитектурным воплощением Нового Завета.
Замысел архитектора был грандиозным, можно сказать -- необъятным. Он намеревался возвести храм длиной 110 и высотой 45 метров. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели - Веру, Надежду и Милосердие и отражающий один из трех центральных сюжетов: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение", должен быть увенчан четырьмя башнями - колокольнями, в честь двенадцати апостолов.
Огромных колоколен задумано было четыре -- по числу евангелистов. И еще два колоссальных шпиля в честь Богоматери и Иисуса Христа. Последнему предстояло подняться на 170 метров.
Планировалось возвести три фасада, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Христа. Гауди успел создать лишь один со сценами из начала Нового завета посвященными Рождеству.
Мы видим как Дева Мария и старец Иосиф склонились над колыбелью Иисуса, как пришли, принеся дары в Вифлиемскую пещеру, волхвы, как Бог - отец с небес благословляет это событие, а Ангелы играют в честь него на арфах.
7 июня (по другим источникам - 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери.
Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу Святого Креста. Его похоронили в любимой им часовне - единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.
Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего.
Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж - без Эйфелевой башней и Нью-Йорк - без Статуи Свободы. Саграда Фамилиа, совершенная даже в своей незавершенности, стала символом Барселоны.