История китайского костюма насчитывает не одну тысячу лет. Костюм потрясает своей изысканностью, красотой формы, богатством цвета и сочетанием рисунков. Но не будем пытаться объять необъятное. Сейчас если вы скажете "Китай", то, скорее, представите не многослойные кимоно с юбками-передниками, не хитроумные платья-халаты Ханьфу, а подумаете о строгом платье-футляре с воротником стойкой и косым разрезом-застежкой. Это платье называется "cheongsam", произносится в Китае как "чёнсан", известно оно также и под названием "Qipao" — "Ципао". А в английской традициии оно называется "Mandarine dress" из-за характерного воротника-стойки.
Изначально ци-пао — это платье-халат, характерный для Манчжурии, свободный, длинный, оставлявший открытыми только кисти рук, носки туфель и голову. Чаще всего ци-пао изготавливались из шелка, украшались вышивкой и тесьмой по вороту, низу рукавов и подолу. Это платье символизировало главные достоинства китайских женщин — скромность, мягкость и красоту.
Традиционное платье ци-пао, 1850-1900 гг, Китай
Традиционное платье ци-пао, Китай XIX век. Коллекция музея Метрополитан.
Но с падением династии Цин в начале ХХ века, для ци-пао или чёнсана наступет время изменений. Платье становится более прилегающим, обрисовывает формы тела. В 1920-ых годах в Шанхае возникает новый стиль ци-пао, возникший под влиянием европейской моды. Теперь это длинное узкое облегающее платье с небольшим воротничком -стойкой, короткими рукавами, застежкой наискось, навесными пуговицами и длинными разразами по бокам. Платья дополнялись жакетами и даже брюками. И изготавливались из более легких, тонких, часто однотонных тканей, украшенных вышивкой или тесьмой только по вырезу горловины и подолу.
Вышитое шелковое платье ци-пао, Китай, 1930-ые гг. К платью имеются брюки.
Ансамбль из ци-пао и жакета. Китай, 1930-ые гг.
Ченсан, 1932 г. Китай.
Ченсан становится очень распространенным и прочно входит в повседневный женский гардероб вплоть до 1949 года. Но после прихода к власти коммунистов популярность этого платья в Китае уменьшилась. Оно стало скорее рабочей униформой, в основном в сфере обслуживания. А в 1966 году и вовсе было запрещено партией.
В то же время в Гонконге ци-пао не теряло популярности и в 1950-60-ых годах.
Гонконг, 1946-56 гг.
Гонконг, 1960-ые.
Гонконг, 1962 г.
Европейская мода также использовала характерный крой и отдельные узнаваемые детали: коктейльные платья-футляры в стиле чёнсан отличались строгим прилегающим силуэтом, воротником стойкой и косой застежкой. В моде были востребованы те же ценности, которые символизировали традиционные ци-пао: женственность, скромность, красота.
Успех фильма "Мир Сьюзи Вонг" (1960 г.) с Нэнси Кван в главной роли способствовал популярности китайского стиля в моде.
Модели в китайском стиле были популярны в 1960-1970-ых годах на волне моды хиппи и интересу к восточным культурам, но платья стали менее строгими и формальными, более длинными и свободными.
В 1980-90-ых годах в Китае чёнсан переживает новое рождение и новый виток популярности. Однако теперь это платье выступает как формальный наряд для торжественных случаев: свадьбы, церемоний и пр. Используются разные материалы, в том числе и тончайшие шелка, идут конструктивные в рамках традиционной формы, конечно, используются современные материалы. Например, латексные платья чёнсам дизайнера Атсуко Кудо
Встречаются и произведения искусство или скорее арт-объекты, такие как платье-скульптура, объединившие традиционную форму и с нетрадиционныи для нее материалом — традиционным китайским фарфором..
В современных коллеция европейских дизайнеров также можно найти отсылки к этому традиционному костюму.
Ральф Лоран, 2011 год
Ральф Лоран , 2011 год, деталь.
Свадебная коллекция Зухайр Мурада в китайском стиле.
Знаменитости иногда используют этот стиль для торжественных выходов. Так традиционное платье, когда-то выделявшее в Поднебесной выходцев из Манчжурии, стало символом всего Китая и его восточной элегантности.
Николь Кидман в платье чёнсан.