КОЧУЮЩИЙ ПОЖИРАТЕЛЬ КОРАБЛЕЙ ОСТРОВ "СЕЙБЛ".
Далеко на северо-западе, там, где почти горячий, как парное молоко, нерушимый Гольфстрим сталкивается и смешивается с обжигающими хладом ледяными водами Лабрадорского течения, затаился фатальный остров Сейбл. Это, конечно, не Бермудский треугольник, но тем не менее одна из наиболее знаменитых аномальных зон земного шара.
Перевод названия острова с разных языков будет звучать, как « песок», «черный, траурный цвет». А жители Канады называют его не иначе, как «щупальца осьминога». Странно…
Размеры и форма острова Сейбл также особенны. Он напоминает полумесяц, который имеет длину немногим более 40 км. Наибольшая ширина его – примерно 1,5 км.
До ближайшего порта — канадского города Галифакс — от острова примерно 110 миль на юго-восток. Это загадочное, мрачное и таинственное место бывалые моряки называют гробницей Атлантики.
В чем же тут дело? Какие жуткие тайны скрывает овеянный мрачной славой остров? Отчего по всем морям и океанам с незапамятных времен идет о нем среди мореходов дурная слава, а в портовых тавернах и кабаках частенько рассказывают о проклятом Сейбле ужасные, леденящие кровь истории и при этом стараются никогда не называть остров его именем, а предпочитают называть его «остров кораблекрушений», или «гробницей атлантики».
Загадка таинственного Сейбла давно заинтересовала ученых. Еще в начале XX века они установили, что западная часть острова постоянно подвергается воздействию сильного морского течения. Поэтому гонимые ветром волны мощными монотонными ударами, не прекращающимися ни на минуту неизвестно сколько тысяч лет, методично размывают берега. Зато на восточной стороне острова все происходит с точностью до наоборот: там, словно живая ткань, постоянно растут новые и новые песчаные наносы, которым, казалось бы, по логике вещей и законам физики просто неоткуда взяться. Но они растут!
Самое любопытное, что, в результате этих процессов длина «гробницы Атлантики» на протяжении сотен лет практически не меняется! Но сам остров, подобно жадно высунутому гигантскому языку или страшному песчаному слизняку, медленно, но верно, словно имея заранее определенную четкую цель, постоянно движется в восточном направлении. Как удалось выяснить исследователям, за последние 200 лет остров тихо и незаметно «прополз» по беспокойным просторам океана более десяти морских миль! Средняя скорость продвижения острова составляет примерно 200 метров в год! Скорость движения Сейбла заинтересовала специалистов. Сильное течение размывает песок с одной стороны и намывает его с другой. Этим и обусловлена высокая скорость движения острова в восточном направлении. Но геологи в недоумении. Такое движение – нонсенс. Дело в том, что любой остров — это вершина подводной горы, сама же гора находится на мощной тектонической плите, которая дрейфует всего лишь на миллиметры в год! Получается, что этот остров двигается быстрее, чем дно океана! Неясно до сих пор, почему это происходит.
Какие еще неразгаданные и неизведанные тайны могут скрываться в глубинах Сейбла? Почему он постоянно «ползет» на восток? И куда он полз до этого? И вообще — откуда «приполз»? Сюда неоднократно высаживались научные экспедиции. Однако остров оказался не так-то прост. «Гробница Атлантики» прекрасно умеет хранить свои тайны. Как только люди пытались вести какие-нибудь работы, а в особенности «раскопки» (это слово поневоле приходится брать в кавычки), вырытые ямы немедленно заполнялись морской водой. Откуда она бралась в самом центре острова — загадка! Как ни укрепляли стенки ям, песок неумолимо осыпался, и все приходилось начинать сначала. Да и просто невозможно было постоянно доставлять на проклятый остров новый крепежный материал. А откачивать из ям воду помпами, это все равно, что пытаться вычерпать океан чайной ложечкой. Нет, загадочный Сейбл прекрасно умеет хранить свои тайны и ненавязчиво, зато твердо дает понять — он совершенно не намерен терпеть любые попытки проникнуть в то, что ему доверено. Вот только… никто не знает, кем доверено и почему?
Впрочем, в конце XX века некоторые западные исследователи аномальных явлений выдвинули довольно смелую и оригинальную гипотезу. По их мнению, Сейбл есть не что иное, как живой инопланетный организм! Он функционирует по совершенно неизвестным и непонятным земной науке законам. Дело в том, что в основе его жизнедеятельности лежит кремний, а не углерод, как у нас. А кремний — это песок!
Приливное течение у Сейбла идет на север со скоростью 1 - 1,5 узла, а отливное, направленное на юг, проходит через отмели восточной и западной оконечностей острова со скоростью до 2 узлов. Причем эти течения обманчивы: под влиянием ветра их скорость и направление изменяются.
Главная опасность, которая подстерегает у Сейбла моряков, - это зыбучие пески его отмели. Это своего рода "трясина океана", которую можно наблюдать лишь на Гудвинских Песках и близ Гаттераса. Пески коварного острова буквально поглощают попавшие в их объятия корабли.
Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях Сейбла пароходы водоизмещением в 5000 т, длиной 100 - 120 м полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев. Поэтому и окрестили этот остров "пожирателем кораблей".
Пожиратель кораблей, коварный остров, проклятый остров. Всегда скрытый туманами, невысокий и совершенно плоский, он как будто притаился в ожидании добычи. Его высота над уровнем моря остается незначительной и ничуть не изменяется. Песок на острове может менять свой цвет, подстраиваясь под цвет вод океана, и это еще одна невероятная особенность странного острова. От этого, Сейбл, издали, совершенно незаметен с идущих мимо него кораблей, особенно при высоких волнах.
Природа на острове очень скудная лишь трава и редкие невысокие растения. Все деревья, высаженные здесь, погибли. Разумеется, мало кто захотел бы поселиться на такой странной земле. На острове нет даже древесной растительности. Курьезной шуткой природы кажется обыкновенный табун из примерно трехсот лошадей, непонятно как появившийся на острове. Лошади эти, больше похожие на пони. Предполагается, что они спаслись во время крушения в конце XVIII века французского военного судна и, не имея выбора, адаптировались к жизни среди зыбучих песков и туманов.
Над островом почти круглый год царит жуткая непогода, и шторма.
Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Но не понятно откуда появившаяся дымка свинцовых облаков заволакивает солнце, небо темнеет почти до черноты, и вот уже в дюнах тонко засвистел ветер. Он крепчает, начинает завывать и срывать с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан...
И лишь на протяжении всего одного месяца — июля, когда океан словно по чьей-то неведомой, но строгой команде внезапно стихает и становится ласковым, остров доступен для высадки со шлюпок. Но только на северной стороне.
После каждого шторма Сейбл до неузнаваемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад длительные штормы промыли в северной стороне Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая внутренняя гавань, которая в течение долгих лет служила убежищем для рыбаков. В августе 1926 года очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в ней, как в ловушке, остались навечно две американские шхуны "Сильвиа Мошер" и "Сэди Никл". Первая опрокинулась на отмели, и ее экипаж погиб. Вторую волнением перебросило через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже замыта песком.
Со временем эта закрывшаяся бухта превратилась во внутреннее пресно-соленое озеро длиной 7 миль. Называется оно Уоллас.
Вообще 1926 г. оказался несчастливым для моряков и весьма "урожайным" для "пожирателя кораблей". В годовое меню Сейбла, помимо двух шхун, попало два парохода: канадский "Лабрадор" и английский "Гарольд Каспер". Первый оказался в цепких объятиях острова, заблудившись в тумане. Второй, следуя из Англии в Нью-Йорк с грузом угля, 11 февраля штормом был вынесен на отмели Сейбла и тоже завяз в песках.
Однажды в конце прошлого века свидетелем того, как в песках Сейбла на глазах исчезают корабли, оказался известный американский ученый, изобретатель телефона Александр Грэхем Белл. Его потрясла разыгравшаяся 4 июля 1898 г. близ Сейбла драма, когда в результате столкновения затонул французский пароход "Ла Бургонь". Ученый считал, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. К его огорчению, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель. Ученый оказался очевидцем погребения огромного американского четырехмачтового барка "Крофтон Холл". В июле 1898 г. Белл писал: "Барк сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня пески поглотили жертву полностью".
Сколько разных кораблей нашли здесь свой бесславный конец, можно только догадываться. И сам «остров погибших кораблей» старательно хранит немало сокровенных тайн. Если корабль выбрасывало на этот клочок суши, его ждала страшная участь. Зыбучие пески кочующего острова за пару месяцев проглатывали корабль. Пейзаж острова довольно мрачен. Иногда Сейбл, словно желая навести ужас на окружающий мир, возвращает на поверхность остатки кораблей. Они откуда-то снова появляются на поверхности острова. Под многотонной толщей песка здесь похоронены боевые драккары викингов, испанские и португальские каравеллы и галеоны, простые рыбацкие баркасы, многопушечные военные фрегаты, изящные быстроходные клиперы, неказистые китобойные суда, яхты…
Перед началом Второй мировой войны газеты и радиоволны разнесли по всему миру сенсацию. Той весной долго бушевали необычайно сильные штормы, а в районе коварного острова Сейбла образовывались гигантские водяные водовороты, которые, подобно огромным землеройкам или насосам, сняли сотни тонн песка с загадочного острова. На нем образовалась огромная и очень глубокая яма. Казалось, само море или морские боги решили немного приоткрыть непроницаемую завесу тайны, плотно окутывавшую «остров кораблекрушений». Отправившаяся на Сейбл экспедиция нашла останки восьми судов. И что самое удивительное — под обломками шхуны «Святая Луиза» специалисты с изумлением обнаружили остов античной римской галеры! И это всего в какой-нибудь сотне миль от побережья Канады?! Такое возможно только в романе А.Беляева «Остров погибших кораблей», но не в реальной действительности.
Пока ученые ожесточенно спорили, как это могло произойти, неожиданно разразился очередной жуткий шторм, бушевавший несколько дней подряд. Когда он утих, место приоткрывшейся гробницы кораблей в недрах острова было скрыто горами сырого грязного песка, намытого океанскими волнами.
Уже в конце 70-х годов XX века, после очередного страшного шторма, из песка выступил нос бесследно исчезнувшего вместе со всей своей командой и грузом еще в XIX веке американского корабля. Его отчетливо видели и фотографировали с проходящих мимо судов на протяжении нескольких дней. А потом, как уже повелось, налетел сильнейший шторм, и вскоре нанесенный морскими волнами песок вновь похоронил судно в своей толще.
В середине XX века, что бы хоть как-то обеспечить безопасность судоходства в этом заклятом районе, правительство Канады, которой принадлежит остров, приняло решение устроить на метеостанцию и установить мощный радиомаяк. Приборы обслуживали два десятка человек, работавшие на острове «вахтовым» методом.
Позднее часть приборов перевели в автоматический режим. Вынуждены были перевести: слишком часты стали «случайные» несчастные происшествия. Буквально на ровном месте (ведь кругом один песок, а сам остров — плоский, как блин) ломали ноги сотрудники метеостанции. Иные напарывались на выступавшие из глубин ржавые железяки — какие-то детали погибших кораблей.
Несколько человек, по сообщениям американского журнала «UFO RESEARCH», сгинули в провалах, внезапно открывшихся в песках. В итоге вахты отменили, и сейчас на Сейбле работает круглосуточно только автоматический маяк, постоянно передающий в эфир сообщение, адресованное всем судам:
- Внимание! Вы проходите мимо острова Сейбл, прозванного «гробницей Атлантики»!
И как ни странно, с тех пор как перестала работать станция и остался только маяк, по сей день у берегов Сейбла не произошло более ни одного кораблекрушения. По-прежнему мимо острова каждый день проходят сотни торговых судов над флагами стран всей планеты. Капитаны, прокладывая на картах курс, стараются разминуться с островом на значительном расстоянии. И хотя в наши дни Сейбл уже не представляет такой опасности, как раньше, моряки к нему не любят приближаться. Они по-прежнему зорко вглядываются в туман, проходя мимо опасного острова.
Однако Сейбл — мрачный и непознанный, загадочный и таинственный, внушающий мистический страх морякам, — вполне мог просто на время затаиться. Ему некуда спешить: в его распоряжении вечность…