Как часто мы ищем вдохновение в произведениях старых мастеров и современных художников. А также и талантливых фотографов. Как правило, это очень характерные картины, насыщенные красками, впечатлениями.
Нас восхищают изображения природы, сочные натюрморты. Нам, женщинам, особенно нравятся цветы, всевозможные букеты.
Но в жизни есть место не только романтике или драме, но и юмору.
И, если в кино, театре юмор занимает одно из лидирующих мест, то в живописи, в прикладном искусстве, юмор больше в задних рядах. Радует, что мастера-кукольники очень часто обращаются к сатире, юмору при изготовлении своих персонажей.
Но ведь есть, есть такой классный жанр, как карикатура! И почему бы нам почаще не обращаться к нему, чтобы воодушевиться какой-нибудь меткой карикатурой и не сотворить что-то особенное?
Этот пост посвящен старинной английской бытовой карикатуре. Почему английской? Потому что именно в Англии во второй половине 18 века бурно расцвел этот жанр искусства. Творили карикатуру талантливые художники, имена которых не очень широко известны. Это Томас Роуландсон (Thomas Rowlandson), Джеймс Гильрей (James Gillray), Генри Банбери (Henry William Bunbury).
Жизнь со всеми ее нелепостями, заботами и суетой, где на каждом шагу смешное переплетается с трагическим, была для Роуландсона как бы нескончаемым романом, который он иллюстрировал
Роуландсон с удовольствием изображал любовные приключения, студенческие пирушки, похищения девиц из закрытых пансионов, дуэли, неверность жен, легкомысленный художников и очаровательных актрис.
Только один человек был серьезным соперником Роуландсона — карикатурист Гильрей. Но Гильрей, в основном, рисовал политическую сатиру. В 1801 году выполнил два парных офорта «Идиллия до брака» «Брачная идиллия», в которых с сарказмом повествует о фальши человеческих отношений.
Г.Банбери был карикатуристом-любителем. Этот факт нисколько не умаляет его таланта. В его творчестве можно выделить несколько тем, однако, излюбленная тема его работ — осмеяние «макарони» — молодых людей, снискавших себе дурную славу невероятной крикливостью костюма и нарочитой экстравагантностью манер. Не правда ли, очень напоминает стиляг в 50-е годы прошлого века?
Т. Роуландсон. Повозка с горохом
Т. Роуландсон. Удовольствия в Бате
Т. Роуландсон. Нападение
Т. Роуландсон. Преследование
Т. Роуландсон. Исцеление сапожником сварливой жены
Т. Роуландсон. Пожар в гостинице
А этот сюжет мне очень напоминает «Последний день Помпеи» К.Брюллова. Даже композиция, мне кажется, такая же.
Т. Роуландсон. Из серии «Крики Лондона». Не хотите ли купить кирпичной пыли?
Т. Роуландсон. Неожиданное вторжение, или Потревоженный художник
Т. Роуландсон. Щедрость и Желание
Дж. Гильрей. Очень скользко
Сюжет этой карикатуры навеял мне «Щъерт побъери!» из «Бриллиантовой руки»
Дж. Гильрей.«Герои» подкрепляются в кондитерской, или Несение караула в Сент-Джеймс
Дж. Гильрей. Чудища 1799 года. Сцена в Кенсингтонском саду.
Вот эта картина как раз про «макарони». Вспомните утрированные плечи пиджаков и «дудочки» советских стиляг
Дж. Гильрей. Из серии «Правила для начинающих конькобежцев». Внимание, и только внимание.
Г. Вудвард. Юные леди
Опа! И в те времена были молодящиеся старушки.
Г. Вудвард. Юные джентельмены, одетые по моде 1798 года
Дж. Гильрей. Подагра
Дж. Гильрей. Идиллия до брака
Дж. Гильрей. Брачная идиллия
Р.Ньютон. Субботний вечер, или Сапожник свозит счеты со своей женой
Дж. Гильрей. Недвусмысленный отказ от танца
Т. Роуландсон. Книготорговец и писатель
Т. Роуландсон. Чуть пошире
Т. Роуландсон. Чуть поуже