Привычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни, не так просты, как это кажется на первый взгляд. Некоторые из них вполне достойны того, чтобы считаться символами прошедших эпох, значимыми элементами истории. Об одном виде таких предметов — металлической утвари «фраже», я хочу рассказать сегодня.
Все началось в 1825 году, когда братья Альфонс и Жозеф Фраже, перебравшиеся в Польшу из Франции, основали в Варшаве фабрику по производству посуды и предметов сервировки из посеребренного металла. Технология создания материала, из которого изготавливалась утварь, называлась плакированием. Суть метода состояла в том, что раскаленный лист основного металла (как правило, меди или нейзильбера) соединялся с тонкой серебряной фольгой при помощи прессования или горячей прокатки. Предметы, изготовленные из такого двухслойного материала серебряной стороной наружу, были практичными, красивыми, долговечными и достаточно дешевыми для того, чтобы привлечь внимание покупателей, которые в силу небольших доходов не могли позволить себе вещи из настоящего серебра.
Утварь фирмы «Фраже» очень быстро стала востребованной. Каждая семья стремилась приобрести такие столовые приборы, сахарницу или подстаканник. Предметы сервировки из посеребренного металла стали своего рода знаком респектабельности и стабильности. В странах Западной Европы их именовали плакированными, но в России прижилось другое название — посуда из накладного серебра.
В начале 40-х годов XIX века предприятие было преобразовано, и фирма стала называться «Иосиф Фраже» (по-польски — «JOZEF FRAGET»). Старший брат — Альфонс, к тому времени сменил род деятельности и вернулся во Францию. Тем не менее, дело продолжало расширяться и модернизироваться. В 1851 году владелец приступил к внедрению в производство более технологичного и дешевого способа нанесения серебра на основной металл — гальванизации, которая к концу века окончательно вытеснила метод плакирования. После смерти Иосифа в 1867 году процветающую фирму возглавил его сын — Юлиан, а в 1906 году владельцами стали дочь и зять Юлиана — княгиня и князь Святополк-Мирские.
Со временем продукция «JOZEF FRAGET» стала настолько популярной, что само слово «фраже» сделалось нарицательным. В конце XIX - начале XX века так называли не только предметы, изготовленные на варшавской фабрике, но и металлическую посуду, произведенную прямыми конкурентами — фирмами братьев Хеннеберг, Плевкевича, Норблина, Вернера и других. Утварь «JOZEF FRAGET» неоднократно завоевывала первые призы на международных торговых выставках. В 1896 году она удостоилась высшего знака признания: владельцам фирмы было разрешено маркировать свой товар клеймом с изображением российского двуглавого орла — своеобразным «знаком качества» того времени.
В течение нескольких десятилетий фирма была поставщиком ряда королевских дворов. Ее магазины и склады располагались во всех столицах и крупных городах Европы. На пике популярности варшавская фабрика выпускала не только столовые приборы и предметы сервировки. Под знаком «JOZEF FRAGET» производилась и церковная утварь (чаши, кадильницы, подсвечники), а также вещи, не имеющие утилитарного назначения — например, металлические статуэтки для украшения интерьеров.
К сожалению, дело братьев Фраже оказалось не столь долговечным, как можно было ожидать. В судьбу предприятия вмешались исторические катаклизмы: с началом Первой мировой войны металлы вздорожали, а спрос на посуду в Европе сильно упал. В 1917 году фирма потеряла и самый масштабный из своих рынков сбыта — российский. После окончания войны производство металлической посеребренной утвари возобновилось, но объемы его постепенно сокращались, а потом и вовсе сошли на нет. Последние вещи, произведенные фирмой «JOZEF FRAGET», датируются 1939 годом.
Столовая утварь «JOZEF FRAGET» отличается строгим стилем, элегантностью, выверенностью и изяществом форм. В различное время фирма выпускала не только ходовую посуду скромного дизайна, но и вещи, украшенные накладными элементами и богатой гравировкой. В некоторых российских и европейских семьях предметы, произведенные варшавской фабрикой, сохранились до сих пор.
Теперь о том, почему я заинтересовалась этой темой. У меня есть сахарница «JOZEF FRAGET». Вот она, моя красавица. Судя по клеймам, произведена в 1896 - 1901 годах.
В нашу семью сахарница попала… с одесской барахолки. Дед купил ее в 1922 году, когда искал свадебный подарок для бабушки. По рассказам деда, продавец утверждал, что сахарница сделана «из чистого серебра» и раньше принадлежала какому-то аристократическому семейству, о чем, якобы, свидетельствовал выгравированный на ней «герб» (я думаю, что это был просто подарочный вензель, какими часто декорировалась утварь «фраже»). Впрочем, в серебре и гербах дед разбирался слабо. Он отнес сахарницу в мастерскую, и попросил перекрыть старую гравировку новой, с инициалами его невесты. Так на боку посудинки обосновались стилизованные буквы «М» и «К».
Бабушка высоко ценила дедов подарок. Сахарница успешно пережила и не слишком благополучные 20-е годы, и военное лихолетье: бабушка сохранила ее, когда ехала с детьми через всю страну в эвакуацию из оккупированного Царского Села (пригорода Ленинграда). Дед — военный корреспондент, в то время мотался по фронтам по заданиям своей редакции, и семья около двух лет ничего не знала о его судьбе.
От бабушки сахарница перешла к моей маме, а от мамы — ко мне. Мой сын знает эту историю, я и надеюсь когда-нибудь рассказать ее внукам.
Некоторые привычные вещи невозможно воспринимать просто, как домашнюю утварь. Они живут рядом с нами, становятся частью истории, и порой знают о нас не меньше, чем мы о них.
Вот и все. Спасибо всем, кто заинтересовался и дочитал до конца. С пожеланиями удачи и всех благ, Эмма Мурга.
Исторические сведения и большинство иллюстраций взяты из интернета. Несмотря на это, я полагаю, что публикация может считаться авторской, и прошу ссылаться на нее при перепечатке.