Мужчины и серьги: история и современность
Сейчас отношение к мужским серьгам неоднозначное, и я, как мама двух мальчиков, встречала самые разные мнения. Вроде бы, я ничего против них не имею. Но когда-то (уже больше 10 лет назад) у моих сыновей в юношеском возрасте возникло естественное желание поэкспериментировать со своей внешностью и проколоть ухо (было это тогда модно и круто). И куда-то моя лояльность испарилась. Не то чтобы я прямо запретила — я же разумная мама! Но всячески подталкивала к мысли: «А вот оно тебе нужно? А стоит ли это делать?» И прочим сомнениям…
Забавная тема и — неожиданно — не очень информативная. Я решила объединить найденную информацию и поделиться ею с вами.
Самая верная спутница
С седой древности и по сей день к ней неравнодушны многие представители сильного пола. Её с удовольствием носили — нет, не на руках! — рабы Древней Греции и американские индейцы, горячие кавказские парни и свободолюбивые цыгане, моряки всех времён и народов, и рафинированные королевские особы. Она служила украшением любого мужчины — гордого аристократа или простого бродяги, была символом его власти, спасала от болезней и нечистой силы. Угадайте с трёх раз, что это? Нет, не дама сердца — это — мужская серьга.
Rembrandt van Rijn Tronie of a Man with a Feathered Beret. 1635 г.
Pietro Novelli Portrait of a Young Man with an Earring. 1630е г.
Gustav Karl Ludwig Richter Neapolitan Fisher Boy.
Из глубины веков
В нашей стране было время, когда всевозможные украшения считались буржуазным пережитком и не более того. С серёжками ещё худо-бедно мирились — как с исключительно женской принадлежностью. А между тем, изначально серьги были преимущественно мужским прибамбасом! Дело в том, что, если стремиться к исторической достоверности, нужно сразу признать: серьги появились именно как мужское, а не как женское украшение.
Памятники истории и культуры совершенно недвусмысленно говорят: в старину мужики были не прочь нацепить на себя серьгу, да ещё и не одну. На сохранившихся с античных времён настенных росписях, папирусных рисунках и скульптурных композициях многие сыновья Адама предстают перед нами во всей своей красе и с украшениями в ушах. Ассирийские короли, по большей части, изображены босыми, но в диадемах, браслетах и, конечно, серёжках.
До наших дней также дошли барельефные портреты финикийцев и их божеств, с современной точки зрения явно перестаравшихся в украшательстве себя любимых. Сильный пол отменно разбирался в подобных прикрасах, и если чувство меры им иногда отказывало, то чувство вкуса никогда. За пять тысяч лет до Рождества Христова в Азии и долине Нила на радость мужчинам уже вовсю трудились искусные художники и ювелирные мастера по серьгам, браслетам, диадемам и ожерельям.
Вавилон и Ассирия
Азиаты, северяне и южане объединяют усилия
Пристально рассматривая древнее мужское племя Индии и Китая, впору говорить о повальном увлечении серьгами! Доказательство тому — памятники старины. К примеру, в Историческом музее Вьетнама можно найти любопытный чайник. На нём изображены три человека, сидящие на корточках. У одного из них волосы забраны на затылок, он бос, на нём всего лишь набедренная повязка, зато в ушах — серьги. Сам чайник, как считают учёные, сделан неизвестным мастером ещё в бронзовом веке.
Суровые и выдержанные скандинавы, как женщины, так и мужчины, обожали всевозможные браслеты, перстни, шейные обручи, цепочки и, разумеется, серьги.
Идём во времени дальше. А немцы? Тоже ещё те пижоны! Взгляните на полотна Лукаса Кранаха (конец XV — начало XVI в.): современники художника — все как один — изображены с проколотыми ушами. А если обратить свой взор на шедевры нидерландца Босха (XV в.), можно с лёгкостью убедиться, что и цари («Поклонение волхвов»), и простые смертные («Несение креста») любили пофорсить, во всяком случае, в серьгах они точно толк знали.
Аристократия середины XVI века — покорители мира и женщин. И если завоевание мира — дело сугубо индивидуальное, то на дамский пол, общеизвестно, безотказно действует привлекательность внешнего облика. Вот испанские гранды, французские и английские аристократы старались, кто во что горазд. Изысканный костюм — атласный, бархатный или парчовый, отделанный кружевом, лентами и изящными пуговицами — полагалось «сдабривать» изрядной долей драгоценных украшений, и серьги в этой «сбруе» занимали отнюдь не последнее место.
Jean Decourt Portrait of Francois de Valois, Duke of Anjou.
Frans Pourbus the Younger Portrait of a Frenchman. 1610-22 гг. Art Gallery, New South Wales
В Греции всегда так было
А вот древние греки серёжек не носили, вернее, свободные греки. Серьги были тогда исключительно атрибутом рабов. Кстати, очень многих невольников в Греции с малолетства готовили для проституции. Мужчины лёгкого поведения всячески старались обращать на себя внимание. Они носили одежду жёлтых, пурпурных, каштановых оттенков и… серьги в ушах. Ещё Лукиан (Лукиан из Самосаты — древнегреческий писатель) вспоминал поговорку, что легче спрятать под мышкой пять слонов, чем одного кинеда (гея), настолько он типичен по костюму, походке, голосу, изогнутой шее, румянам, а главное, серьгам.
(А вот центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости. Интересно, а как сейчас такой пирсинг можно было бы трактовать?)
Йо-хо-хо и серёжка в ухе!
Чёрная повязка на глазу, деревянный костыль и серьга в ухе — таков дошедший до нас образ морского разбойника.
Как все штампы, он не совсем верен. Возьмём те же серьги. Конечно, пираты прокалывали уши, а заодно и щёки, не только для того, чтобы приукрасить себя (хотя и это было важно). Каждая серьга означала взятый корабль. Мореходы одевали серьгу после пересечения экватора. Есть в ухе серьга — имеешь право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного и можешь безнаказанно класть ноги на стол. Золотые серьёжки, кроме того, по флибустьерским поверьям, предохраняли корсара от злых морских духов — единственных, пожалуй, существ, которых побаивались эти бесстрашные покорители океанов. По некоторым версиям серьёжка шла в уплату за погребение в море для тех же морских духов. Надо же было их задобрить, чтобы много нагрешивший пират обрел, наконец, покой. Кроме того, с такой жизнью пираты имели немного шансов умереть в постели, окружённые скорбящими родственниками. И уж если им суждено погибнуть вдали от родины, то увесистая, золотая серьга служила некоторым вложением капитала. Кто-нибудь из братьев по ремеслу продаст её и достойно похоронит пирата
Но шли годы, люди постепенно освобождались от суеверий — вот и мореходы перестали прокалывать уши. Щегольнуть серьгой решились вновь лишь немецкие моряки — когда появились первые субмарины, немцы воскресили старую традицию и стали прокалывать уши.
Очень долго ходили с кольцом в ухе и русские моряки. В царской России матросы, впервые перешедшие экватор, отмечали это событие дыркой в ухе и серьгой. При Петре I она была медной. А вот большое золотое кольцо вдевали в ухо морские волки, обогнувшие мыс Горн, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ревматизма, часто возникающего от многолетней жизни на воде, и от ослабления зрения.
Пират А. Шишкин
Сэр Френсис Дрейк (серьгу, правда, видно не очень)
Portrait of Henri III, late 16th c. (зато у Генри роскошнейшая жемчужина)
Норма русских царевичей
Русичи в своих ювелирных предпочтениях мало чем отличались от иноземцев: в ухе того же «Ивана-царевича на сером волке» переливается большая жемчужина. Доподлинно известно, что, прежде чем взяться за полотно, Васнецов изучил историю русского костюма: стало быть, блистать серьгой в ухе — для русских царевичей норма. Художнику вторит и А. Оленев — автор первого отечественного труда, посвящённого костюму: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей русских».
А вот как византиец Лев Диакон описывает русского князя Святослава: «…все волосы на голове его были выстрижены, кроме одного клока, разделённого на две пряди, висевшие по обеим сторонам его лица, что означало его знатное происхождение. В одном ухе висела серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами».
Любопытно то, что есть сведения, согласно которым вплоть до Х века серьги для мужчин по особой технологии изготавливали женщины — ювелиры! Каково? Законодателем моды — на ушные украшения, во всяком случае, — был сильный пол. Прекрасной половине человечества оставалось лишь потакать капризам — и мужским, и «модным».
Федор Солнцев Князь Святослав. до 1869 г.
Но мне больше вот такой Святослав по душе. Тот самый, что всегда заранее предупреждал: «Иду на вы!» И нравится, как описал его Лев Диакон. Как выглядел киевский князь Святослав Игоревич, сын княгини Ольги, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославленный воин: «Среднего роста, не слишком высокий, не слишком малый, с густыми бровями, с голубыми очами, с ровным носом, с бритою головою и с густым, длинным волосом, что висел на верхней губе. Голова у него была совсем голая, и лишь на одном её боку висела прядь волос, что означало знатность рода». Аха, что-то я отвлеклась от темы сережек :) Вот…
Изображение Князя Святослава Игоревича Храброго из учебника «РУССКАЯ ИСТОРИЯ для не очень грамотного народа и начальных училищ. Сказание о жизни и деяниях предков нашего Царя. (От первого князя Рюрика до Императора Николая II включительно, с портретами и картинами)». Издание 2-е. К 300-летию Царствования Дома Романовых. Варшава. Типография Института глухонемых и слепых 1913 г.
Согласитесь, тут сразу видна в мужчине сила и воля. Одно слово — герой!
Со времен древних славян до XII в. витязи прокалывали себе одно ухо. Серьги изготавливались в виде обруча, на него вешали разные подвески, и от количества подвесок серьги назывались: одинец, двойчатка и тройчатка. Мужчин, носивших серьги, называли «серьгач».
Сергей Кириллов Степан Разин. 1985-88 гг.
Во время боярства от прокалывания ушей отказались. Серьги использовали в качестве украшения для шапок, пришивали к рукавам и подвешивали на цепочках. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Объяснялось это тем, что украшения были мало различимы из-под длинных париков. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. Во времена елизаветинские парики стали короче, и мочки придворных модников украсились серьгами.
Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I. Причём это были именно женские серьги. Русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги. Вы наверняка помните старую пословицу: «Для милого дружка хоть серёжку из ушка!» Такие серьги были своеобразными оберегами, защищавшими от злых духов и шальных пуль. Так они превратились в мужской талисман. Кстати, женские серьги оберегали и младенцев мужского пола — их использовали в качестве оберега, чтобы обмануть злых духов. (Считалось, что черные силы вряд ли заинтересуются малоценными девочками.) Так серёжки и тут стали мужским талисманом.
Второе пришествие
В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения. Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворённое «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились.
Со временем старинные обычаи основательно забыли. Но в XVIII веке серьги вновь взлетели на пик популярности. Виной всему были английские денди. Им вдруг взбрело в голову украшать себя символами, напоминавшими о былом величии пиратов, которыми славилась Англия XVII века. Тут уже из старинных сундуков франты Туманного Альбиона извлекли серьги и вдели себе в уши. За пижонами Британии потянулись и остальные модники. Так в XIX веке русские женщины позаимствовали у представителей сильного пола обычай носить только одну серьёжку в ухе. Свидетельство тому — письмо некой английской путешественницы: «Мне уже приходилось упоминать о русском обычае постоянно делать подарки — в некоторых случаях они обязательны. Два бриллианта, подаренные мне княгиней, я буду носить в серьге будущей зимой — по здешней моде ходят с одной серёжкой».
Мода на серьги процветала и среди русских военных — особенно среди гусар. Обычай носить в ухе серьгу возродился во время кавказских войн: грузины и армяне нередко протыкали мальчикам уши из суеверия, чтобы защититься от некоторых болезней, а наши переняли у них этот обычай. Особенно модно это было у кавалеристов. Первым восстал против «глупой моды» генерал Кульнев, командир Павлоградского полка, и издал приказ: сдать серьги в 24 часа! (Интересно, что он с ними сделал?)
События происходили во времена императора Павла I — борца с тем, что нынче называют «унисекс»: кружевами, побрякушками, завивками и пр. Конечно, серьга не была признаком женственности у офицеров, а, скорее, указывала на принадлежность её хозяев к славному кавалерийскому воинству.
Каждому своё
Как видите, сколько народов на земле, столько и обычаев… Для одних серьги с драгоценными камнями — знак утешения за причинённые страдания. Для других прокалывание уха являлось частью религиозных обычаев, связанных с плодородием и поклонением высшим силам. Носили серьёжки и как отличие, предупреждавшее всех и каждого о знатном происхождении их владельца. У цыган, например, серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка или единственному наследнику в семье.
А вот у донских казаков серьга говорила совсем о другом. В левое ухо её вдевал единственный сын у матери (вдовья поддержка и опора), а в правое — один сын у родителей (в случае гибели молодого казака о матери позаботится отец), в оба уха — последний сын в семье, кормилец и продолжатель рода. Когда в строю выполнялась команда: «Равняйсь!», — «окольцованный» был виден сразу, и командир берёг его, стараясь не посылать в самое пекло боя.
Константин Маковский Запорожский казак. 1884 г.
Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Одним словом, можно долго перечислять страны и континенты, где мужчины носили и до сих пор носят серьги. Мода капризна и часто возвращается назад. Что тут скажешь?
Что с нашими мужчинами?
А сейчас? Что вы думаете, когда видите серьги в ушах мужчины сейчас? Скорее всего, не об их многовековой истории :)
Может быть, всплывают предрассудки… может быть, просто нравится это или нет… В наше время мужские серьги достаточно популярны. Они всплыли примерно в 80-е. Конечно, как бы это сказать… было принято правило определенного характера для тех, кто носит единственную серьгу в левом ухе.
А вот затем такие аксессуары, как мужские серьги, стали носить два известных мужчины: это Харрисон Форд и Джордж Майкл. Харрисон Форд уже в возрасте, но привычкам не изменяет :)
И, конечно, «пират всех пиратов»! Если снять с Джека Воробья все серьги, подвески, кольца, браслеты и прочие фенечки, что нам останется? Останется самый обычный Джонни Депп. Но тоже с серьгой :)
И наши ребята.
Посмотрела я и задумалась. Надо же — и Шекспир, и Разин, и Шуман… даже Нагиев :) Столько всемирно известных мужчин... Все носили серьги! Хорошо всё же, что тогда я моим мальчишкам это не показывала :)
Ещё почитать по теме: