Хочу поднять тему глицериновых рек, так как сама столкнулась с ними в своей практике мыловарения. Информации на русском языке в интернете на эту тему мало, зато зарубежные мыловары охотно пишут про это. Поэтому я и решила написать эту статью с целью помощи мыловарам, которые впервые обнаружили это явление.
Начну с того, что однажды я, разрезая свое мыло, увидела то, что меня повергло в ужас! Мыло получилось как будто бы со свирлами, хотя я ничего такого не делала и мыло должно было быть однотонным и равномерным. Фото этого мыла, к сожалению, нет, но покажу подобное.
Я много читала про ошибки в мыловарении с нуля и подумала, что это мыльная масса расслоилась, и уже решила, что, наверное, придется выбрасывать свое творение. Но решила почитать побольше про расслоившееся мыло и другие ошибки. К моему облегчению, интернет меня уверял в том, что если масса расслоилась, то она как минимум должна развалиться на части, раскрошиться и т. д. Но мои кусочки были целыми и в местах «расслоений» держались очень даже крепко. В общем, ни одна из ошибок новичков не была похожа на мой вариант. Я оставила мыло до лучших времен, но периодически искала информацию в интернете.
И вот в один прекрасный день я увидела фото одного из зарубежных мыловаров с очередным мылом. Подпись к фотографии содержала словосочетание «glycerine rivers». И тут меня осенило, что это же похоже на мое «ошибочное» мыло. Вот оно как называется! Глицериновые реки! Стала искать тут же в поисковике про эти реки. Но нашла только пару слов на двух сайтах, и то на форумах, где люди отвечали что-то типа: «Это у вас глицериновые реки». И практически все. Стала я искать тогда на английском. Написала «glycerine rivers». И тогда нашлось очень даже много информации. Особенно полезными были статьи мыловара Клары Линдберг, которая называет себя «тетушка Клара». Вот изучила я информацию и решила написать для русскоязычных мыловаров об этих глицериновых реках.
Предыстория закончилась, теперь начну рассказывать по теме.
Глицериновые реки — это явление, которое выглядит как прозрачные прожилки в мыле. Образуются они в мыле холодным способом. Что я выяснила с химической точки зрения, так это то, что это происходит из-за того, что пигмент, который придает цвет мылу, присоединяется к гидрофобным хвостам молекул, а гидрофильные головы остаются не окрашенными. Так и получаются эти прозрачные части в мыле. Причем такое может происходить не только при добавлении пигмента в мыло, но и в мыле, которое имеет естественную окраску. Так, например, при добавлении глины или отвара, или даже нерафинированного масла, естественный цвет в этом случае ведет себя так же, как и пигменты, которые ярко окрашены.
Например, в это мыло была добавлена белая глина.
А в рецепте этого мыла содержится 50% нерафинированного оливкового масла, что дает светло-зеленый цвет.
Поначалу можно решить, что глицериновые реки возникают при добавлении дополнительного глицерина, то есть тогда, когда его становится много, например, при добавлении диоксида титана, разведенном в глицерине, или же пигментов, которые также разведены в глицерине. Но это не так, ведь, допустим, в мыло на отваре я глицерина не добавляла, а реки все равно образовались.
В ходе реакции омыления мы в любом случае на выходе помимо солей жирных кислот получаем еще и глицерин. Получается, что глицериновые реки образует не дополнительный глицерин, а тот, который образуется в процессе реакции омыления.
Но глицериновые реки мы получаем не всегда. Образуются они только при определенных условиях: при прохождении стадии геля и при определенном количестве воды. Именно сочетание определенной температуры «геля», его длительности и скорости охлаждения мыла после геля, а также процентное содержание воды — и есть условия для образования «глицериновых рек».
Предотвратить их можно в том случае, если уменьшить количество воды. При меньшем ее количестве температура геля станет ниже, время геля сократится, и глицериновые реки образуются с меньшей вероятностью. Чем больше воды, тем больше вероятность, что появятся глицериновые реки. Зарубежные мыловары пишут про такой прием, как «water discount», то есть уменьшение количества воды. И высчитывают долю уменьшения ее в процентах или долях от изначального процента по рецепту. Но, на мой взгляд, все гораздо проще. Вместо стандартных 33% в калькуляторе щелочи мы ставим значение меньше. Каждый определяет для себя этот процент воды, так как он влияет на след. При меньшем количестве воды след наступит быстрее, и, для свирлов, введения отдушек, эфирок и пигментов будет гораздо меньше времени. Нужно будет действовать быстро, так что новичку будет достаточно сложно при таком способе избавления от рек. К тому же, если в рецепте много твердых масел, то уменьшение количества воды также приведет к быстрому следу, и тут уж точно будет сложно с добавлением чего-либо в мыло.
Этот метод я проверила на своем мыле. Проанализировав свои рецепты, я поняла, что при меньшем содержании воды у меня глицериновые реки никогда не образовывались. А при стандартном значении воды, либо при добавлении дополнительной воды (когда воду добавляла на стадии следа при введении водоразводимых добавок, при этом, не вычитая это количество из общего объема) — глицериновые реки очень даже охотно образовывались. Оказывается, сразу стало понятно, почему в одном случае образовываются реки, а в других нет.
Второй вариант избавления — это избежать стадии геля. Для этого нужно убрать мыло в морозилку на пару часов. Но после этого мыло нужно будет выдержать для вызревания в два раза дольше, чем то, что прошло гель. Мне этот вариант не особо нравится, как и многим другим мыловарам. Так что лучше — уменьшить процентное содержание воды.
Но с другой стороны, нужно ли вообще избавляться от глицериновых рек? На самом деле, на свойства мыла глицериновые реки никак не влияют. Мыло остается таким же мыльным, да и другие свойства остаются такими же. С глицериновыми реками мыло опасным не становится. Это только внешний эффект. Многим даже нравится такой эффект, ведь мыло становится словно мраморное, рисунчатое, словно со свирлами, которые создавал не мыловар, а создала химическая реакция. Это как морозные узоры на окне! Но не всегда глицериновые реки выглядят красиво. Если это просто однотонное мыло, или же мыло с абстрактными свирлами, то реки не помешают. Но если, допустим, мыло должно выглядеть как арбуз, то такие «узорчики» становятся лишними.
Поэтому заранее нужно решить – пойдут на пользу вашему мылу глицериновые реки, или же, наоборот, сыграют злую шутку. И тогда, если они вам не нужны, то воспользуйтесь советами, которые я описала. Также глицериновые реки не особо на руку, если мыло долго лежит, так как со временем (хоть и мыло с нуля становится со временем только лучше), в местах этих рек мыло усыхает быстрее (как и мыло из основы), так как в этих местах находится больше глицерина, чем в основной части мыла. И эти реки образуют, как бы борозды и углубления. Но это, опять же, чисто визуальный эффект. На свойства мыла это тоже не влияет. И долгая лежка делает мыло только лучше по своим мыльным свойствам.
В итоге, можно сделать следующий вывод. Глицериновые реки — это не опасно! И это даже не ошибка! Все хорошо! Это лишь визуальный эффект. И каждый сам решает, нужен ли он ему или нет. И если не нужен, то избежать его достаточно просто!