Наступили длинные выходные и замечательные праздники, и можно сделать то, что на рабочей неделе не всегда получается: заняться творчеством, рукоделием или, наоборот, уехать подальше на перезагрузку. А я напишу следующий очерк о талантах своих земляков. И на этот раз мне не понадобится залезать с головой в интернет в поисках древних сведений или фото. История, которой хочу поделиться, не столь давняя, и прошу вас, особенно мастеров-новгородцев, поддержать эту публикацию своими фото в комментариях.
И начну я с фотографии из своего шкафа. Синяя посуда есть или была в доме у каждого коренного новгородца. Что это за изделия, в чем их своеобразие и какова теперь ценность этих чайников, чашек и фигурок?
Фарфоровая история в Новгороде началась в XVIII веке. Стекольные и гончарные артели переросли в крупные производства. До 1917-го года на территории губернии было 6 стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века была монополистом фарфора на севере России. Его предприятия — Волховская, Бронницкая, Грузинская (от названия села ГрУзино) фарфоро-фаянсовые фабрики. На продукции этих фабрик стояли известные кузнецовские клейма, которые мы и сейчас пытаемся разглядеть на старой бабушкиной посуде.
В селе Бронница около Новгорода Кузнецов модернизировал производство, построил три новых корпуса, и фабрику стали именовать Бронницкой. Вначале выпускали гончарную посуду на местном сырье, затем перешли к производству фарвора.
После национализации в революционные годы не было достаточных запасов сырья, топлива и почти все оборудование развалилось. Но в 1921 году был создан Государственный трест фарфоро-фаянсовой промышленности, фабрику переименовали по желанию работников в завод «Пролетарий», и производство фарфора возобновилось.
Путь новгородского фарфора можно проследить по клеймам:
В 30-е годы худсоветом Росстеклофарфора заводу были предложены следующие темы для росписи: новый быт города и национальных меньшинств, быт Красной Армии, политическая карикатура, социалистическое строительство, 1 Мая, весенний сев, пионеры, автодор, Осовиахим, физкультурная, антиалкогольная и антирелигиозная темы». И получено разрешение работать с золотом.
Затем развитие предприятия остановила Отечественная война. Производство эвакуировали, но после войны разрушенный завод был восстановлен и снова стал производить посуду.
А в 1966 года на базе литейного цеха завода «Пролетарий» был открыт завод с названием «Возрождение» Он выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю» посуду. В отличие от изделий знаменитого Ломоносовского фарфора на Возрождении в росписи применялась не кобальтовая сетка, а полное покрытие.
Это Ломоносовский сервиз, для сравнения.
А это Новгородский.
Вообще кобальт — одна из самих «старых» красок для фарфора, известная с 19-го века. Его использование может быть разнообразным: от изящной росписи до сплошного «крытья». Тонкий фарфор и очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполненным белым цветом и золотом — это и стало эталоном «новгородской синей посуды».
Дальше, кому интересно, небольшая справка о том, что это за покрытие кобальт.
Название химического элемента кобальт происходит от нем. «Kobold», что означает домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа.
В 1735 году шведский минералог Георг Брандт сумел выделить из этого минерала неизвестный ранее металл, который и назвал кобальтом. Ученый выяснил также, что соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет. Этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне).
Завод делал небольшие серии продукции, предметы разрабатывались профессиональными художниками — скульпторами и живописцами. Сувениры завода пользовались огромной популярностью у покупателей по всему Советскому Союзу. Синюю посуду продавали во всех крупных магазинах и непременно увозили с собой туристы. Да и наша семья неоднократно одаривала родных красочными сервизами. Нередко приезжали жители южных республик, покупали сервизы, собирая калым для выкупа невесты.
Кобальтовый чайник или набор бокалов были красивы, функциональны и напоминали о Новгороде.
Популярность продукции была огромной, и неудивительно — работы разрабатывали и расписывали вручную настоящие художники, закончившие Мухинское училище.
Из рассказа главного бухгалтера предприятия Зинаиды Федоровой: «Золото поступало к нам из фарфорового завода Дулево Московской области. Обращались с золотом очень экономно. Так, золотая пыль оставалась на ткани, которой художники вытирали кисти. Отрезы этой ткани хранились в специальном сейфе, раз в год их сжигали, пепел запечатывали сургучом и отправляли обратно на Дулевский фарфоровый завод. Там его просеивали и получали чистое золото. Глину для изделий привозили из Украины. Наши мастера всегда выбирали сырье самого высокого качества, а некачественную глину могли и забраковать».
Кроме посуды, как и в старину, выпускались фарфоровые сувениры. Тематика и символика. конечно, изменились; были, например, специальные Олимпийские заказы:
И заказы на изготовление достопримечательностей Новорода:
Художники имели возможность разрабатывать собственные коллекции, воплощать свои замыслы. Разные по стилю и цветовому исполнению фигурки хранятся сейчас в чьих-то домах и музеях. Мастера уходили от привычных по форме чайных и кофейных сервизов. Искали обновление в народных традициях.
Они стали визитной карточкой новгородских мастеров.
Здесь, на Ярмарке Мастеров в каталоге, я из любопытства попыталась поискать синюю посуду, нашла без труда и графин, как у меня дома, и знакомые фигурки, но, к сожалению, не у всех подписано, что это за изделия и чье производство. Надеюсь, моя статья поможет и продавцам, и покупателям немного лучше разобраться в этом вопросе. Хотя сувенирные изделия довольно разнообразны, посуда все же вполне узнаваемая.
В 1990-е развал СССР, приватизация, смена экономических приоритетов привели к тому, что многие предприятия области перестали работать. Фарфоровое производство не стало исключением. И как следствие — этот вид декоративно-прикладного искусства практически перестал существовать.
Сегодня реальное возрождение завода с названием «Возрождение» вряд ли возможно. Так популярные в советское время изделия новгородских мастеров уже стали историей, и сейчас некоторые их них можно увидеть в «Музейном цехе фарфора» — это современная и очень интересная экспозиция, наполненная мультимедийной техникой, над которой потрудились сотни специалистов.
И, по традиции, снова приглашая вас в Новгород, призываю обязательно посетить этот музей. Его уникальность состоит в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, коллекция новгородского фарфора из фондов музея, архивные документы и материалы.
Переступив порог с виду ничем не примечательного каменного здания, вы попадаете в... горн. То место, где на заводе происходит процесс обжига фарфоровой посуды. Здесь интересно людям любого возраста и детишкам. Проводятся мастер-классы по росписи и обжигу фарфора.
Вероятно, у многих еще сохранились изящные новгородские сервизы, декоративные блюда и фигурки. Давайте поделимся друг с другом этой красотой в комментариях к публикации и расскажем о наших мастерах и о «синей посуде» тем, кто о ней впервые услышал.