Это первая вводная публикация из серии публикаций, посвященных старинной печатной графике. В этом очерке не ставится задача систематического полного обзора истории репродукционной гравюры и литографии. В следующем разделе мы рассмотрим технику обрезной ксилографии, резцовой гравюры на меди и офорта.
На протяжении более чем четырехсот лет, вплоть до распространения в конце 19 века фотомеханических способов передачи изображения гравюра, а затем и литография развивались одновременно в двух направлениях: как самостоятельное искусство и как искусство воспроизведения. В 16-19 веках репродукционная графика не выделялась из общей области графических искусств: авторские и репродукционные эстампы выпускались издателями и собирались коллекционерами как совершенно равноценные произведения.
Под репродукцией здесь имеется в виду воспроизведение гравером или литографом чужого оригинала — чаще всего картины или рисунка, созданных ранее другим художником. В ряде случаев оригиналы специально готовились для гравюрного воспроизведения. Авторепродукция же — это повторение или вариация художником в эстампе собственной композиции.
По гравюрам учились целые поколения молодых художников, а историки искусства знакомились с теми произведениями, оригиналы которых были утрачены или по разным причинам оказались для них недоступными. Так, Рембрандт изучал искусство итальянского Возрождения по гравированным воспроизведениям, которые он специально собирал. Ревностными коллекционерами гравюр были и Рубенс и Ван Дейк.
Маркантонио Раймонди. «Суд Париса» (по утраченному оригиналу Рафаэля).
Репродукционные листы, созданные рядом талантливых граверов разных веков и школ — от итальянца Маркантонио Раймонди до русского мастера Николая Уткина, — это отнюдь не механическое повторение оригиналов. Графика с присущей ей более сжатой и лаконичной манерой не в состоянии дословно передать выразительность живописи, произведения которой на протяжении веков являлись основным объектом гравюры: необходим был перевод оригинала в форму другого искусства. «Своеобразие языка гравера — и здесь именно проявляется его гениальность – состоит не только в том, чтобы подражать при помощи средств своего искусства эффектам живописи, являющейся как бы чужим языком: он обладает, если так можно выразиться, своим собственным языком, который кладет особый отпечаток на его работы и позволяет в точной передаче вещи, которой он подражает, обнаружиться его собственному чувству», — писал Делакруа. Поэтому лучшие из репродукционных гравюр и литографий, выполненные в разные периоды и в различных техниках, не только представляют вполне самостоятельный художественный интерес — во многих случаях не меньший, чем современные им авторские эстампы, — но и принадлежат к шедеврам графического искусства.
Гравюра Сандро Ботичелли, иллюстрация к «Божественной комедии». Гравер Баччо Бальдини.
С граверами сотрудничали такие крупные живописцы, как Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Джулио Романо, Пармиджанино, Брейгель, Рубенс, Ван Дейк, Буше, Тернер, Констебль, Домье, Менцель, Писсарро, Ренуар, Синьяк, Руо и другие. Многие не дошедшие до нас в оригиналах композиции великих мастеров прошлого остались известными только благодаря гравюрам.
Святой Иероним. Гравюра.1565. Художник Брейгель.
В ходе развития репродукционной графики, чутко следовавшей за стилем эпохи, вырабатывались разнообразные технические приемы, которые затем унаследовал и авторский эстамп. Первоначально специально для репродукций были изобретены лавис, аквантина, меццо-тинто, в этих же целях были разработаны и разные техники цветной печати. С репродукционных задач начала свое развитие и литография.
Многие мастера работали одновременно как в репродукционной, так и в авторской формах гравюры, перенося приемы одного искусства в другое, характерным примером чего может служить творчество крупнейшего нидерландского гравера конца 16 – нач. 17 века Г. Гольциуса.
Аполлон убивает Пифона. Гравюра Гольциуса.
Репродукционной гравюрой с произведений других художников занимались такие живописцы и рисовальщики, как Агостино Каррачи, Буше, Фрагонар, Блейк, Домье, Добиньи, Жак Вийон, Венецианов.
Гойя. Капричос. Каприз 2. Она говорит «Да» и отдает руку первому попавшемуся.
(6 февраля 1799 года в «Diario de Madrid» появилось длинное объявление. Оно рекламировало сборник из 80 гравюр. В объявлении автор долго и многословно извинялся; предупреждал, что сатира направлена не против конкретных личностей, а против пороков в общем; рассказывал как трудно было рисовать гравюры не следуя ни более ранним образцам, ни природе и всячески себя расхваливал. Этот сборник до сих пор является одним из самых фантасмагорических творений человеческого разума. Речь идёт о «Los Caprichos». Автором же его был придворный художник его величества Карла IV, короля Испании — Франсиско Гойя и Лусиентес.
Гойя выпустил 300 экземпляров «Капричос» — всего ему пришлось напечатать 24 000 гравюр (не считая брака). Каждая гравюра этого издания может стать вдохновением для публикации)
Эксперименты Гойи в области офорта начались с воспроизведения им картин Веласкеса.
Призрак блохи (1819 - 1820). У. Блейк. Дерево, темпера.
Дебюкур, Гойя, Тернер, Лепер, Шере, Ренуар, Синьяк, Руо, Остроумова-Лебедева и многие другие мастера авторского эстампа нередко пользовались в своей работе чисто репродукционными приемами.
Остроумова-Лебедева А.П. Крюков канал. Автолитография.
Без знания этих методов и техник, без понимания их специфики и эволюции трудно определить ряд важнейших этапов развития графического искусства.
Чтобы не пропустить продолжения, добавляйтесь в круг. Спасибо за внимание.