Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Т. Рузвельт.
Недавно попалась фраза о том, что все статьи здесь учат, как делать, но практически нет о том, какие ошибки совершаются в начале творческого пути, да и в процессе тоже.
Были у меня соображения на этот счёт, даже готовилась публикация о работе над ошибками. И вдруг захотелось научной систематизации, а не просто сумбурно изложенных мыслей. Оказалось, что мои наблюдения, анализы и выводы перекликаются с высказываниями в литературе. Это помогло мне правильно сформулировать типичные ошибки начинающего свой путь на торговой площадке. Так что подзаголовки и иллюстрации — из интернета, а весь текст — исключительно мой.
Первая ошибка. Безоговорочная влюблённость в свой продукт
А как же иначе! Ведь это моё детище, совместный продукт моего разума и моих рук. Если я придумала и сотворила подобный шедевр, если мне он нравится, то непременно должен понравиться остальным. Ну особо критичные подумают, что, возможно, какие-нибудь недостатки и есть... Но ведь это ручная работа, а не фабричная штамповка!
Вывод: прежде чем нахваливать своё творение, нужно сначала продемонстрировать его ближайшему окружению — родственникам, друзьям. Если они будут в восторге, искренне поддержат задумку, то можно уже позволить себе думать об уникальности и неповторимости своего шедевра.
Вторая ошибка. Неоправданные ожидания лёгкого и быстрого успеха
Зарегистрировавшись на «Ярмарке Мастеров» (да и на любой другой торговой площадке), мы сразу начинаем ожидать фантастических продаж. Все мы думаем, что наши неповторимые шедевры обязательно должны сразу раскупаться, а на заказ повторов — выстраиваться очереди. Однако очередей почему-то не наблюдается. Парадоксально! Работ много, регулярно добавляются новые, уже столько статей прочитано и изучено по хитростям продаж... Ну чего не так-то?
Скажу сразу, новичку пробиться изначально очень трудно, практически невозможно. Его не замечают в массе уже знаменитых и признанных мастеров. Покупатели «со стажем» ведь тоже люди и часто рассуждают так: «Куплю-ка я вещь у уже проверенного знакомого мастера. Я за его творчеством давно наблюдаю, у него много хороших отзывов; это говорит о многом. А этот новичок — ну вроде ничего работы. Но отзывов нет, никто не покупает. Вдруг что-то не так...» И вот новичок старается, пыхтит, «взбивает лапками масло», работает в минус, ежемесячно оплачивая клубные карты, пока не появится наконец такой же покупатель-новичок, который ещё внимания не обращает ни на отзывы, ни на стаж, а просто понравилась ему работа. Первая покупка — и уже упавший было духом окрыляется энтузиазмом и вдохновением: «Ещё не всё потеряно». Но — опять длительное затишье. И в результате — очередное разочарование.
Существует ли статистика, сколько новичков, так и не пробившись, разочарованные покинули торговую площадку? Вот интересно, знает ли кто-нибудь эту цифру?
Вывод: не надо сидеть и ждать. Нельзя разочаровываться сразу после неудач. Надо просто продолжать работать дальше.
Третья ошибка. Игнорирование
Попав на такую огромную площадку со своим продуктом, мы не осознаём, что именно с этим видом товара здесь очень и очень много магазинов, которые открылись гораздо раньше и уже наработали себе хорошую репутацию. Кроме того, может открыться и правда о том, что на самом-то деле у них качество товара получше будет! Да и витрины магазина у опытного продавца будут оформлены более привлекательно.
Так что интересоваться работами других мастеров, следить за их творческим путём — это нормально. Знание ассортимента в другом магазине позволит выработать свой стиль, отличающийся от стиля конкурента в данной области рукоделия. Мастер будет знать, что вот такой «халатик с перламутровыми пуговицами» уже есть у Настасьи Петровны. Значит, он будет делать «маленькое чёрное платье», которого там нет.
Вывод: знакомство с творчеством мастеров той же области, что и ваша, необходимо! Анализ своих работ в сравнении с аналогичными работами других — очень важен.
Четвёртая ошибка. Игнорирование спроса
Примерно после новогодних праздников в одной статье развернулась полемика на эту тему. Покупатель высказал мнение о том, что некоторые товарные ниши чересчур переполнены, в то время как другие просто пусты. Речь шла об отсутствии вязаных из хорошего кашемира простых базовых джемперов. Вокруг этого вопроса возникло много споров. Важная стратегия продавца — прислушаться к мнению покупателя. И если у мастера основная цель создать что-то действительно нужное покупателю, то он будет непремнно изучать спрос, что же на самом деле просит покупатель, и пытаться создать именно такой продукт. Да, кашемир хорошего качества очень дорог. Но если поступил запрос на создание джемпера именно из этой пряжи, то, думаю, опытные мастерицы уже кинулись заполнять эту нишу в подготовке к зимнему сезону.
Вывод: не просто тщательно изучайте конъюнктуру рынка, но и старайтесь применять эти данные на практике. Т.е. не «клепать» переполнившие рынок «халатики с перламутровыми пуговицами», а легко и безболезненно перестраиваться на другой вид продукции в пределах своего поля деятельности. Перестроиться на новый продукт в хендмейде гораздо легче, чем в крупном бизнесе. Для сравнения: свернуть несущемуся на большой скорости грузовику гораздо труднее, чем неспешно катящемуся велосипеду.
Пятая ошибка. Непонимание покупателя
Этот вопрос связан с «набившим всем оскомину» определением целевой аудитории. На практике объяснить можно так: дорогущий кашемировый джемпер из примера выше сможет позволить себе купить не каждый, кому нужен на зиму вязаный джемпер. Золотые ювелирные украшения с бриллиантами ещё меньше кому по карману. На Ferrari и Maybach вообще ездят единицы. Но! Джемпера покупают все, украшения есть у каждой женщины, автомобили тоже практически в каждой семье есть. Так что в вопросе определения своей целевой аудитории нужно для себя определить, кто наш покупатель, какие у него потребности и уровень дохода. Сколько покупателей вы можете обслужить (опять возвращаясь к вопросу о джемпере: при средней скорости вязания 1 единица в неделю — в месяц получится не более 4). Насколько часто возникает нужда в вашем товаре (понятно, что для одного покупателя имбирные пряники съедаются, а мыло расходуется гораздо чаще, чем, например, изнашиваются кофты-свитера; а вечернее колье и вовсе может приобрестись одно-два за много лет. До какой степени насыщен рынок в конкретной нише. Опять хочу привести конкретный пример. Я пыталась своим ассортиментом открыток учесть наиболее вероятные события и даты для поздравления (Новый год, 23 февраля, 8 марта, день свадьбы, рождение ребёнка, просто день рождения). А ведь у других кардмейкеров те же самые мысли! Наблюдения привели к тому, что открыток с профессиональными праздниками (например, день шахтёра, день строителя) — уже гораздо меньше. Правда, и меньше вероятность, что их купят. Ещё пример — для вязальщиц. Разнообразных вязаных вещей на «Ярмарке Мастеров» очень много, но вот в румынской технике и технике фриформ — очень мало.
Вывод: можно перестроить свой взгляд с «я хочу это делать» на «это нужно покупателю» и «это у меня точно купят».
Шестая ошибка. Неумение видеть свой магазин со стороны
На мой взгляд, это самая распространённая ошибка, особенно у новичков. Для того, чтобы отыскать, что же не так в своём магазине, необходимо научиться видеть его со стороны. Это реальнее сделать, если понаблюдать, как это выглядит у других. Причем недостаточно «ходить по гостям» в магазины с одноимённым товаром. Нужны более масштабные действия.
Исходя из ошибки №1 (безоговорочная любовь в то, что я делаю), гораздо проще заметить, как нам не нравится или нравится у других, а потом плавно переключить своё внимание на «а у меня не так же ли?».
Тут надо привести пример из моего опыта. Сразу скажу, у меня магазин далёк от образцового: фотограф из меня не очень, описания вымученные, расположение товара бессистемное. Но необходимые выводы я сделала для себя только после того, как начала составлять коллекции.
Составление коллекций — важный момент для понимания «как лучше». Красивая гармоничная коллекция — это уже своего рода искусство. А в искусстве как? Чем больше рисуешь — тем больше набиваешь руку и тренируешь видение. Если никогда не петь, то голос не поставить, если не интересоваться творчеством других мастеров — то не будет основы для собственного творчества. Вначале мои коллекции были корявенькие. Я пыталась сделать их соответствующими заявленной теме, чтоб сочетались цвета и стиль... Но по-настоящему поняла, как их составить, чтоб было красиво и гармонично, только в результате наблюдений за гуру в этом деле. Некоторые коллекции от профессионалов такие, что ух! дух захватывает от восхищения!
Только при составлении коллекций перелопачиваешь столько материала, столько магазинов «обойдёшь» в поисках нужного, сколько и не снилось. И вот тут начинается прозрение. Начинаешь на свой магазин смотреть другими глазами, свежим взглядом. Начинаешь понимать, чем отличаются обычные работы от работ, цепляющих взгляд, магазины один от другого. Стало видно, где идеальный порядок, присутствие художественного вкуса, даже стерильная чистота и гармония, а где беспорядок, бессистемность и неумение. Да, в сравнении гораздо легче можно раскрыть свой «замыленный» взгляд и увидеть другими глазами свой магазин. И да, большинство учатся на ошибках (своих, чужих — не важно).
Вывод: любыми способами попытайтесь «увидеть свой магазин со стороны». Это важно для понимания того, как не надо делать.
Седьмая ошибка. Переоценка своих возможностей
Эта ошибка получается, когда человек начинает хотеть всё и сразу. Пример. Вдруг посыпались на нас заказы! И поток желающих не иссякает. Планируй-не планируй время, средства и силы, но всегда присутствует риск форс-мажора. Вот кажется, что если я в день при вдохновении могу сделать 3, а то и 4 разноплановых открытки, а одинаковых — до 10 (с учётом подбора и подготовки материалов, собственно самой работы и времени на индивидуальную упаковку), то я могу принять крупный заказ партией в сотню штук одинаковых(!) корпоративных открыток. Это только кажется! Во-первых, количество материалов у меня далеко не рассчитано на такое количество одинаковый изделий. Если б была только проблема докупить! Но проблема в том, что, например, бумаги такого дизайна уже и нет в продаже, даже в интернет-магазинах. Проблема со сроками: заявив 10-дневный срок на 100 шт. я тоже переоцениваю свои возможности, потому что 10 в день — это при благоприятном стечении обстоятельств и без запаса времени. А он обязательно должен быть. Проблема с желанием. Наверняка, выполняя однотипные работы мы устаём гораздо больше от однообразия. На пятидесятой открытке начинаем ругать себя; на восьмидесятой — уже не рады, что взялись... Проблема с денежными средствами. Работая с одной единицей товара, можно легко посчитать его себестоимость. Т.е. кажется, что при заказе сотни достаточно умножить на 100. Но не тут-то было! Именно в таком количестве нужных материалов в одном магазине не окажется, а в другом будет дороже, а за остатками — и вовсе придётся интернет вверх дном переворачивать. И с доставкой ещё цена подрастёт. Вот и выйдет, что рассчитывали на одну сумму расходов, а вышло гораздо больше. А про окончательную сумму расчёта уже договорились. И работаем почти задаром. Да ещё и в правилах магазина прописываем, что, мол, «оптом — дешевле» (от такой-то суммы — скидка).
Вывод: реально оценивайте свои возможности. Всегда и во всём лучше иметь небольшой запас, чем нехватку.
Восьмая ошибка. Пытаться быть «одиночкой»
«Ярмарка Мастеров» — это огромное сообщество творческих людей. Думаете, чтобы продать — достаточно делать новые работы и продавать их? Ан нет! Надо, чтобы вас не просто заметили, а заметили и оценили!
По мере накопления опыта начинает приходить осознание: чтобы заметили и оценили, нужно «влиться» в этот коллектив. И вот тут-то начинается работа по всем направлениям. Хендмейкер вдруг будто очнулся ото сна и с удивлением обнаружил, что здесь идёт бурная активная жизнь! Оказывается, здесь не только продают свои работы, но и общаются между собой, пишут и обсуждают статьи, ведут интересные личные блоги, делятся событиями своей жизни, составляют восхитительно красивые коллекции, учат своему виду творчества, помогают советами, устраивают аукционы, акции, «конфетки» и конкурсы, находят себе друзей и даже ездят потом друг к другу в гости.
Очень захотелось, чтоб и меня заметили, приняли в сообщество, начали со мной общаться. А что для этого надо? Правильно. Начать общаться самой.
Вывод: начните общение сами, не ждите, когда кто-то обратится к вам (сообщество большое — можно и не дождаться), начните участвовать в чём-нибудь, а, быть может, и сами захотите что-то организовать. Почувствуйте всю полноту ярмарочной жизни!
Девятая ошибка. Нежелание расти и развиваться
Многие ремесленники останавливаются на достигнутом уровне и не желают идти дальше (выше, глубже...). «Вяжу я спокойно свои шарфики и дальше только их буду вязать». Такой подход может привести к застою в творчестве и, как следствие — к разорению (если здесь уместно это слово).
Причём применительно к развитию на «Ярмарке Мастеров» это касается не только однообразия деятельности, но и постоянной работы над ошибками. Постоянно наводить порядок в виртуальном магазине, освобождаться от ненужного хлама, «мыть и чистить до блеска» витрины и вывески, периодически их обновлять. Постоянно совершенствоваться, оттачивать своё мастерство, черпать по крупицам знания отовсюду, не отталкивать чужие идеи («я, мол, лучше знаю», «мне виднее» или «не учите меня»). Зачастую со стороны виднее! Так что лично мне предстоит Большая Генеральная Уборка. Пойду заказывать фотобокс и всё кардинально переделывать.
За время моего пребывания на «Ярмарке Мастеров» я выделила для себя определённый круг мастеров рукодельного творчества, истинных гуру в различных областях рукоделия, которые достигли огромных вершин мастерства. Этот круг периодически расширяется, т.к. я наблюдаю за реальным ростом многих мастеров. Именно наблюдение за их достижениями даёт понимание того, что и мне есть куда расти, есть что изучить и чему ещё научиться. Это означает не слепое подражание (я, например, не собираюсь заниматься лепкой из полимерной глины, мыловарением или написанием картин), но лишь истинное наслаждение творчеством других и восхищение их талантом. «Узнаваемый стиль» — это про них. Я хочу сказать, что всегда есть, куда расти, на примере кого учиться и реализовывать свои мечты так же, как это делают настоящие Мастера своего дела.
Вывод: не останавливайтесь на достигнутом, оттачивайте мастерство, «растите над собой». Ведь совершенству нет предела.
Десятая ошибка. Сдаваться раньше времени
Как вы понимаете, редко когда бывает, что у человека всё всегда гладко и идеально в жизни. Это касается и творчества: бывают взлёты, а бывают и падения. Бывает, от заказов отбоя нет, а то вдруг — затишье. Причём и вдохновение куда-то девается. Но всегда имеет успех тот, кто встаёт на один раз больше, чем падает. Поэтому, чтобы ни случилось — никогда не сдавайтесь!
А мастерам со стажем нужно помнить, что все когда-то были новичками, даже они.
Наверняка у каждого из вас есть свои собственные наблюдения по этому вопросу. Может, захотите что-то добавить от себя, поспорить или не согласиться в чём-то со мной. Тема открыта для обсуждения.