Итак, в прошлой статье (и комментариях) мы обсудили, из чего состоит вся эта общераспространённая китайская фурнитура, её плюсы и минусы, а также для кого она бывает полезна. Кто ещё не ознакомился, тот может посмотреть ее
Так что ж с ней делать, такой недорогой и общедоступной, но, в то же время, аллергенной, темнеющей и примелькавшейся? Готовьте тетрадки! Разберём по пунктам.
1. Аллергия?
Степень проявления аллергии на никель может быть разной:
0 — Нет аллергии. Никаких эффектов. Ну и прекрасно! Носите и не задумывайтесь. К слову, если вы не знаете, есть ли у вас аллергия или нет, скорее всего, у вас её нет. Дожить до сознательного возраста и ни разу не встретиться с проявлением такой аллергии — это надо постараться :)
1 — Слабая аллергия. Болят уши от «неправильных» серёжек, а больше ничего подозрительного замечено не было. Ваш вариант — замена швенз на гипоаллергенные. Серебряные, стальные, родированные — любые на ваш вкус. Но, на всякий случай, обращайте внимание — не появятся ли зуд и покраснение от других украшений: браслетов, кулонов на голую кожу. Если что-то не так — принимайте меры, смотрите следующий пункт.
2 — Средняя степень аллергии. При длительном контакте с металлическими частями украшения кожа начинает краснеть и чесаться, появляется мелкая сыпь. Как известно, лучший способ справиться с аллергией — избегать аллергенов. То есть, без необходимости — носить не надо. Но если очень хочется, то можно попробовать такой вариант — максимально уменьшить контакты с кожей. Носить украшение на одежду или обработать прилегающие к коже части — покрыть лаком, например, или сделать фетровую, тканевую, пластиковую (из полимерной глины) или какую-нибудь другую подложку. Если это не помогает, всё равно покраснение и сыпь остаются (или, не дай бог, усиливаются) — бросайте вы это дело, переходите на украшения без никеля. Здоровее будете, честное слово.
3 — Сильная степень аллергии. При контакте с металлическими частями украшения кожа быстро краснеет (как ожог), болит, и прочие разные неприятные эффекты. Никелесодержащая фурнитура — не ваш вариант. Даже экспериментировать не надо, здоровье дороже.
В целом, 2 и 3 степень аллергии встречается редко (нам в практике не попадалось), а вот с 1 — довольно много людей. И без аллергии тоже достаточно счастливчиков. Так что если делаете украшение для других (в подарок или на продажу), рекомендуем позаботиться о гипоаллергенных швензах. Так вы сможете сделать довольными суммарно процентов 95 покупателей. И, к слову, это неплохой маркетинговых ход — «с заботой о вас», и всё такое прочее :)
(Градация проявлений аллергии по степеням в данной статье условна и основана на общеизвестных данных).
2. Темнеет?
Самая частая (наряду с аллергенностью) претензия к китайской фурнитуре — это то, что она (увы) темнеет. Как говорилось в одной интересной книжке, «рано или поздно, так или иначе» (с). Хотя, на самом деле, бывают исключения, но очень уж редкие. А мы сейчас — не о них, а об общей тенденции. Если не темнеет, то и говорить не о чем :)
И перед тем, как мы будем разбирать чисто практические вещи — что, куда и как, давайте вспомним, а что это вообще такое — потемнение? От чего оно бывает? А потемнение — это окисел. Результат взаимодействия металла со внешней средой (воздухом, водой, химическими веществами). Так значит, что нам надо сделать, чтобы не темнело? Правильно, это взаимодействие максимально исключить. А дальше — подробно, что можно сделать «до», «во время» и «после».
Вот вы только что купили фурнитуру. Она у вас ещё красивая и блестящая.
1. Придя домой, прячьте её сразу в плотно закрывающуюся коробку, подальше от солнечного света. Фурнитура и украшения прослужат дольше, если будут храниться надёжно убранными в ящички, шкатулки и так далее. К слову, на солнце не только желтеет фурнитура, но и выгорают камни, даже натуральные. Так что красиво развешивать по комнате украшения — это одно, а заботиться о них, чтобы дольше прослужили — другое.
2. Покройте фурнитуру прозрачным лаком. Так вы оградите её от доступа воздуха и воды. Лак подойдёт практически любой, лишь бы он был прозрачным, не желтел со временем, хорошо ложился и обеспечивал стойкое покрытие. Видов лаков много, выбирайте какой понравится. Конечно, он не должен быть водорастворимый (лак для волос не подойдёт). Самый банальный пример — лак для ногтей, он отлично справится. Им неудобно красить множество деталей (в таком случае можно воспользоваться, например, аэрозольным лаком), но если надо покрыть несколько подвесок и бусин — вполне, и, главное, всегда под рукой :) Покрашенная лаком фурнитура не отличается по виду от не покрашенной.
Фурнитура, покрытая лаком, не темнеет, пока не сотрётся слой лака. А это может происходить и очень долго, в зависимости от того, как эта деталь используется. Соединительная фурнитура и цепочки, по понятным причинам, стираются быстрее, чем подвески и бусины. Работа у них такая, всё время в движении.
3. Замечено, что фурнитура медного и бронзового цвета темнеет меньше и незаметнее, чем серебристая и золотистая. Соответственно, если есть возможность, в частях, где обработка затруднена (те же цепочки, например), имеет смысл отдать предпочтение фурнитуре этих цветов.
4. Берегите украшения. Старайтесь не мочить их (дождь, пот, вода, морская и из под крана — всё это не на пользу фурнитуре), не ронять, не тереть и не царапать (песком на пляже, например), беречь от химических веществ (средства для мытья, жидкость для снятия лака) и косметики. И вообще относиться к ним с нежностью.
5. Всё-таки потемнела. Что дальше? А дальше мы берём в руки зубную щётку и пасту или соду и нежно, но уверенно отчищаем потемнение. Чистится фурнитура довольно легко, тут надо не переусердствовать, чтобы не стереть краску раньше времени. Потом тщательно споласкиваем её, также тщательно вытираем насухо и ещё оставляем немного посушиться на воздухе. Когда полностью высохнет — снова покрываем лаком и спокойно продолжаем носить. Как вариант, можно использовать специальные средства для чистки украшений.
В какой-то момент начинает слезать уже сама краска с фурнитуры, тут особо ничего не поделаешь, лучше всего эту деталь заменить. Или перекрасить! Подробнее об этом дальше :)
3. Не оригинально? О, это, наверное, боль каждой рукодельницы, когда она встречает у кого-то такое же, как у неё... Меня, по крайней мере, это задевает :) Но и с этим мы справимся, причём очень творчески, а значит — с большим удовольствием!
Так в чём же секрет? А в том, чтобы отнестись к этим деталям как к... заготовкам. Мастера, которые, например, делают книги или шкатулки, так и поступают — берут обычную подвеску и дальше с ней мудрят, как им в голову придёт. Те, кто занимается неожиданными видами украшений, тоже иногда это используют — делают заливные кулоны с эпоксидкой или монтируют фурнитуру в полимерную глину... А рукодельницы по части сборки украшений обычно принимают всё как есть. Мы пять лет ведём мастер-классы по сборке украшений, и ни разу не видели, чтобы кто-нибудь хоть что-нибудь сделал со своей фурнитурой :) Не то, чтобы это было плохо, нет! Но если встаёт вопрос «не как у всех», то тут уж придётся потрудиться. Или стараться и выискивать что-то действительно редкое (ну, тут тоже можно промахнуться, сегодня — редкое, завтра — на каждом втором браслете страны). Или — сделать с ними что-то действительно оригинальное! Вот этим мы и займёмся.
Итак, достаём из закромов цветные и бесцветные лаки, акриловые и витражные краски, наборы для декупажа, линзы, кабошоны и всё остальное, что в вашу творческую голову придёт. И поехали!
Вот, например, мы взяли одну из наших подвесок и начали с ней экспериментировать. Первая на фото — покрыта бесцветным лаком (без лака фоткать не стали, она совершенно такая же). Вторая — полупрозрачным лаком для ногтей с блёстками. На фото ниже хорошо видно, что она стала гораздо интересней. На третьей — непрозрачный лак без блёсток и переливов. Он дал совершенно чудесный эффект, подвеска выглядит как будто покрытая эмалью. Четвёртый вариант — яркие акриловые краски. Получилось что-то этническое.
Согласитесь, получились совершенно другие подвески! Если первая была симпатичной, но, в принципе, вполне обычной, то в цвете — уже совершенно другие образы, можно без каких-то сомнений использовать и как самостоятельный кулон. Заняло это по времени минут 10, а удовольствия и творческого воодушевления — на полдня хватило :)
И ведь вариантов миллион, как сделать абсолютно и полностью оригинальные детали для ваших украшений. И, главное, лак или краска одновременно служат защитой вашего украшения от потемнения. Два в одном :) (Если хочется отдельную подробную статью с разбором разных творческих экспериментов — красим, лакируем, облепляем, приклеиваем, — пишите, организуем)
А вы экспериментировали когда-нибудь с фурнитурой? Поделитесь своим опытом (супер — если с фотографиями), очень интересно, кто что пробовал и какие были результаты.
Вот так, несложно и с удовольствием работаем с китайской фурнитурой, пользуясь плюсами и справляясь с минусами :)
Что-то забыла? Пишите в комментариях, какими ещё хитростями вы пользуетесь! Давайте соберём полное руководство от профессионалов :)
Нашли для себя что-то полезное в статье? Жмите «Нравится». Пишите комментарии, что показалось интересным. И добавляйте в свой круг, чтобы не пропустить новые публикации. Приятного и вдохновенного творчества!