Футуризм как направление в искусстве зародился в начале ХХ века в протестных настроениях как агрессивный вызов вековым традициям и закостенелости прошлого. Последователи течения вдохновлялись рёвом паровых двигателей и моторов первых автомобилей, покорённым электричеством и удачными полётами аэропланов. Радикальный отказ от прошлого и ставка на будущее давали свободу фантазии, стимулировали её буйство и контрастность.
Энергия, движение, лаконичность, инновации — идеи футуризма реализовались на подиуме модных домов уже в 60-е года ХХ века и затем органично развились в украшениях и ювелирном искусстве. Разрыв с прошлым, только новое, смелое — редкий ювелирный дом откажется хотя бы раз представить ценителям свою мечту о будущем.
Поскольку первоначально рождение стиля в ювелирном искусстве сопровождалось освоением космоса, мы можем найти немало отсылок к космической теме. Здесь необычайное колье с ракетой и подвеска-Луна в честь высадки астронавтов на спутник Земли от Van Cleef & Arpels, и подвеска «Horizon» от Jacob Albee с метеоритом, и невообразимое количество звёзд в коллекциях Cartier, Chanel, Stephen Webster, Tiffany & Co, Nikos Koulis, MacLeod и других именитых брендов.
Простотой форм футуристические украшения обязаны кубизму и конструктивизму. Именно из этих двух направлений в подавляющем большинстве черпают вдохновение дизайнеры авангардных изделий. Но здесь фантазия не ограничивается разнообразием сочетаний геометрических фигур — это всегда поиск нового объёмного рисунка с использованием различных фактурных материалов: от металлов, керамики, пластика до природных камней с неповторимыми узорами, дерева, костей.
Отголоски экспериментов можно найти в коллекциях Cielo, Stella McCartney, Nikos Koulis, Proenza Schouler, Delphine-Charlotte Parmentier, Chanel и др.
Не только кубизм и конструктивизм переосмысливается футуристами. Примером могут служить украшения от de Grisogono, которые обладают лучшими чертами арт-деко и одновременно отлично отражают идеи футуризма. Именно благодаря необычности сочетаний форм и текстуры материалов дизайнер Фаваз Груози авангардные настроения сделал частью роскошной жизни богемы. При этом найденная им золотая жила по-прежнему приносит ювелирному дому прибыль: далеко за подтверждением этого идти не надо — на выставке Baselworld-2017 коллекция Boule от de Grisogono снова пополнилась.
Дом Boghossian на Биеналле в Париже в этом году также представил несколько футуристических новинок.
Угловатые констуркции, многомерность и асимметрия — узнаваемые черты современных футуристических украшений, при этом дизайнеры стремятся создать украшения-трансформеры (дань технологиям будущего и скорости современной жизни) и сделать их унисекс. Уместным в этой связи вспомнить работу Клаудио Пино — кольца для персонажа Стенли Туччи Цезаря Фликермана из нашумевшей франшизы «Голодные игры».
Футуризму не чужд минимализм, который можно встретить в коллекциях Paco Rabanne, Isabel Marat, Rosantica, Proenza Schouler. Stella McCartney и других.
С появлением и распространением компьютерной техники дизайнеры чутко откликаются на эти достижения в области науки и техники и создают high-tech стиль. Так, Паола Мирай известна среди ценителей футуристических украшений коллекцией аксессуаров, украшенных узорами-микросхемами и чипами.
Компьютеры и искусственный интеллект - это уже отдельная история в ювелирном искусстве, невообразимо красивая и притягательная для многих. Даже у Prada есть свой робот-брелок.
Футуристы настроены оптимистично. Несмотря на масштабы представляемых техногенных катастроф, дизайнеры уверены, что украшения нам всё равно понадобятся. Вариации на тему постапокалипсиса есть в показах мод, например, от Gareth Pugh 2010 г., от Chanel 2011 г. , от Louis Vuitton 2016 г., от Vivienne Westwood 2017 г.
Рассказывая о футуристических украшениях, нельзя не упомянуть о стимпанке, который в различных публикациях называют винтажным (антикварным) футуризмом.
Традиционная стимпанк-одежда — корсажи, кринолины, шляпы-цилиндры, замшевые и кожаные штаны и куртки, ремни с крупными заклепками — и украшения, подходящие к ней, можно увидеть в коллекциях таких именитых дизайнеров как Dolce & Gabbana, Alexander McQueen, Jean Paul Gaultier.
Стимпанк-украшения могут быть как целиком сделанные из деталей механизмов, шестеренок, винтиков, цепочек, так и сочетать в себе элементы украшений из викторианской эпохи — кружево, замшу, камни.
Не противопоказаны таким украшениям и элементы растений, бабочек, перья или цветы. Главное, чтобы они подчеркивались деталями из мира, где победила механика и паровые механизмы.
Футуристом быть интересно и даже выгодно: дизайнер не связан правилами и традициями устоявшихся стилей. У каждого своё будущее, наполненное яркими, контрастными цветами или наоборот блеклыми оттенками холодной гаммы, механизмами и электрическими разрядами, инопланетными пейзажами или техногенными аллегориями постапокалипсиса. Практически любое творчество, идущее в разрез с устоявшимися правилами и нарушающее каноны классиков, можно назвать футуристическим. При этом такие украшения можно подобрать к любому дресс-коду: business и smart casual, деним, cocktail, black tie. Любой выбранный вами образ становится уникальным, новаторским и не оставляющим шансов конкурентам.
В преддверии корпоративных вечеринок на футуристические украшения стоит посмотреть внимательнее, правда ведь?