Всем привет.
Как я и обещала, сегодня будет рассказ о редкой профессии шорника. Это будет статья с фотграфиями из моего личного архива, так что готовьтесь к увлекательному путешествию!
Кто такой шорник? Это человек, который изготавливает весь ассортимент конской сбруи - уздечки, седла, недоуздки, хомуты, шлеи, вожжи, шорки, чресседельники и еще много-много всяких штук, которые можно одеть или прицепить на лошадь. Собственно, меня туда занесло (как и в принципе меня носит в любую деятельность в моей жизни) по приколу - искала необычные вакансии и увидела это на авито, решила позвонить. На собеседовании в мастерской показали изготавливаемый ассортимент, посадили за швейную машину и в качестве теста предложили прошить путлища - ремни, которыми стремена крепятся к седлу. Ну, мы-то не пальцем деланые после швейного техникума, так что работа была нашей.
Я, конечно, много что шила в своей жизни, но такая фигня точно была впервые. Тут надо рассказывать по пунктам, потому что впечатлений до сих пор очень много.
Та самая швейная машина
Во-первых, конечно, швейная машина. Этот монстр выпуска Подольского механического завода класса 3823 (для пошива тяжелых материалов) никогда не давал скучать, так как от старости периодически впадал в маразм - то гнулся игловодитель (как??!), то заклинивало шагающую лапку, то выбивало челнок... А еще из него постоянно подтекало масло, и к концу смены все вокруг было скользким.Однако, ОНО было живо и даже шило, временами вполне неплохо. Этот грохочущий хлам запросто прошивал кожу толщиной в сантиметр, фокус был лишь в том, чтобы эту кожу запихать под лапку, потому что высота ее подъема была непродумано мала. Шило это чудо советской промышленности иглами номер 230.
Слева - игла №80 от обычной машины, справа - игла №230 от 3823 класса
Во-вторых, материалы. Работали мы в основном с кожей разных видов - сыромятной, искусственной, свиной простой выделки и хромовой, а в качестве прикладных материалов использовали войлок и ткань оксфорд 600D. Фурнитура - металлические пряжки, заклепки, рамки, кольца, полукольца, хольнитены, люверсы и, конечно, трензельное железо, или, по-простому, удила (то, что вкладывается в рот лошади. Кожа - это такая коварная штука, которую надо прошивать с первого раза и идеально, так как дырки остаются навечно, но при определенной сноровке можно, распоров, например, петляющую строчку, прошить новой в те же отверстия. Довольно сложной задачей было прошивать материал почти вплотную к пряжкам, кольцам и полукольцам, так как узкая лапка для этой машины не предусмотрена, а фурнитура должна сидеть плотно.
Войлок. Про него хочется написать отдельно. Ребята, шить войлок грубой обработки - это какой-то лютый, кровавый, кошмарный ад. Машина, конечно, шьет его на ура, но, будьте уверены - уже через 5 минут ошметки войлока будут ВЕЗДЕ - в машине, на полу, на столе, у вас в ушах, глазах, носу, рту и подмышках, и даже за шиворотом и в штанах. Естественно, все это ЧЕШЕТСЯ (прямо хочется выделить это слово), а так как помыться негде - приходилось ехать до дома, почесываясь, как блохастая собака и пугая окружающих гипотетическим наличием на тебе насекомых. Войлока мы шили много, так как он используется как естественный амортизатор, который хорошо впитывает пот лошади и не раздражает ее кожу, в частности, он присутствует в потниках седел и подушках хомутов.
В-третьих, это производство крайне травмоопасно. Работа с кожей предполагает наличие уймы острых, как лезвие бритвы, ножей, которыми не только идет раскрой, но и подрезаются толстые края припусков для плавности переходов толщин. Такой нож достаточно слегка задеть, чтобы срезать с себя кусочек плоти, поэтому бинты, пластырь и йод стали моими постоянными спутниками. Кстати, машина тоже норовила меня убить - однажды я слегка зацепила иглу и прорезала кончик пальца вместе с ногтем (брррр), что довольно долго заживало.
Вот об эту иглу был вспорот палец
Надо сказать, что шили мы не только сбрую, но и массу других интересных заказов - ошейники для собак, ошейники для быков (оооо, это очень брутальные штуки), недоуздки для коров, брючные ремни, боксерские груши, а однажды получили заказ на 20 чехлов для двигателей тракторов "Беларус".
Модельный недоуздок из двух видов сыромятной кожи. Справа - нож по коже, слева - чехол от HTC One для масштаба
Не могу сказать, что пошив сбруи был технологически очень сложным - почти вся она состоит из разнообразных ремней, но физически это довольно тяжелая работа; попробуй-ка, запихни пол лапку деталь недоуздка толщиной в сантиметр с подвернутыми припусками, в которые вставлено кольцо, и, удерживая эту конструкцию, красиво ее прошей с первого раза. Шили всегда малыми партиями - по 10, 15, 20 единиц, можно представить себе масштабы усталости! В среднем, в день можно было отшить штук 20 простых недоуздков, столько же простых уздечек и штук 50 всякой простой мелочи вроде путлищ.
Производственный процесс шел просто. Сначала мастер нарезал обыкновенную стропу (она использовалась для дублирования пластичной сыромятной кожи, чтобы избежать растягивания при нагрузке) на куски, по длине равные длине детялей плюс припуски на подгибку. Затем он же нарезал сыромятину на длинные полосы, по ширине равные ширине стропы, выдавал фурнитуру согласно количеству единиц изделий; например, в недоуздке для взрослой лошади 6 ремней, 5 колец и 1 пряжка. Затем все это переходило ко мне. В мои обязанности входило: нарезать кожу ножом на полосы требуемой длины, сделать ее концы тоньше и собрать изделие целиком на машине. После готовое изделие вновь переходило к мастеру, который набивал в нем дырки для застежки, ставил заклепки, хольнитены, люверсы и связывал все в пачку для отправки.
Немного кривоватая себяшка с почти готовым недоуздком. на заднем плане - полусобраное седло.
Помимо простой крестьянской сбруи мы шили и красивую выездковую; это были потрясающей красоты черные недоуздки и уздечки с подкладкой из красной стропы, отделанные красивыми заклепками и кисточками, спортивные седла, расписные дуги... Однажды довелось шить даже недоуздки для тяжеловозов - в жизни бы не подумала, что сущестсвуют лошади с настолько огромной мордой!
Недоуздок для тяжеловоза. О масштабе можно судить по молотку длиной около 30 см.
Что можно сказать в завершение? Работа шорника - очень редкое ныне ремесло. Это потрясающе интересная работа, расширяющая ваш кругозор, дарящая массу впечатлений и нового опыта. Лично мне эта работа дала довольно много - я научилась шить шилом, крючком, работать с кожей вообще, теперь легко чиню различные кожаные изделия, ставлю заплаты на ладошки хоккейных перчаток и вратарские щитки. Трудиться шорником я бы рекомендовала людям, любящим животных и лошадей в частности, очень приятно изготавливать что-то, что затем будет носить лошадь, что будет комфотным и для нее, и для всадника. А уж шить недоуздки для жеребят - это вообще сплошной позитив, яркие цвета и мимимишно маленькие размеры
Всем хорошего дня!
Ждите следующий рассказ о работе диссенатора.