Вот опять меня раздирают сомнения и желания рассказать сразу обо всем. Даже рубрику для такой публикации выбрать сложно. Ну давайте попробую связать свои мысли и выстроить рассказ согласно моей женской логике :)
Поскольку мне нравится делать цветочные украшения из фоамирана, то, разумеется я неравнодушна к цветам, как таковым. А еще одна моя большая любовь — картины прерафаэлитов. Не хочу показаться занудой, надеюсь, что это слово вам знакомо, а если нет, то Гугл в помощь. Да и на Ярмарке Мастеров неоднократно были статьи о представителях этого направления живописи. Также одним из моих интересов является рассматривание фото известных глянцевых журналов. Вот и посмотрите, что из всего этого получилось.
Лично мой любимый художник из братства прерафаэлитов — Джон Уильям Уотерхауз. Он воспевает красоту женщины, чудесным образом передает настроение. Его красавицы, непохожи на других, сказочно хороши и узнаваемы, в красивых одеждах, в интерьерах замков и на лоне природы. Одна из любимых героинь Уотерхауза — Офелия. Этот образ девушки с цветами, на грани жизни и смерти — он писал несколько раз. На первой картине в 1889 году художник показывает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года — перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.
Офелия, Джон Уильям Уотерхаус, 1910
Художники-прерафаэлиты — это романтики и символисты одновременно, они взяли за основу своего творчества идею писать природу с достоверной точностью. При том, что природа на их полотнах - это не самостоятельный пейзаж, а только фон, так как их картины — всегда сюжетные: созданы по легендам, сказаниям, поэмам, мифам.
Но самая «ботаническая» картина — это, безусловно «Офелия» английского художника, также принадлежащего к прерафаэлитам, Джона Эверетта Милле.
«Офелия» или «Смерть Офелии» Джон Эверетт Милле 1852 год
Картина загадочная, странная, полная символов. А еще она известна публике, падкой на сенсации, тем, что любимая модель прерафаэлитов — 22х летняя Элизабед Сидал (Лиззи), после долгого позирования художнику в ванне, заболела, а затем, пытаясь вылечиться, пристрастилась к наркотикам и умерла. Трагедия, изображенная на полотне закончилась трагедией в жизни.
Милле писал картину по-новаторски для своего времени. Сначала — пейзаж, а затем, уже отдельно — Офелию. Он долго выбирал место, похожее по описанию Шекспира, а потом по 11 часов просиживал, выписывая подробности пейзажа. В результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника.
Вот немного подробностей о растениях на картине. Художник выбрал для изображения цветы в соответствии с текстом «Гамлета». Их Офелия раздавала перед тем, как отправиться навстречу своей гибели.
Белые розы на берегу и розовые розы у лица Офелии, конечно, символ красоты девушки. Лютики не первом плане — детская наивность и простота. Крапива на берегу — боль.
Ромашки символизируют невинность. Фиалковое ожерелье на шее — это чистота и смерть в юном возрасте. Плакун-трава — в тексте у самого Шекспира — персты покойников. А еще, незабудки в траве — обозначают преданность, а анютины глазки, плавающие на фоне роскошного расшитого платья — это думы о напрасной любви. Корявое, грубое дерево, выглядит зловеще — это и Гамлет, и сама смерть, кто-то усматривает в рисунке корней очертания черепа. Яркий красный мак с черными семенами обозначает сон и смерть. Сплетенный венок, плавающий у ног Офелии — это скорбь
Считается, что пейзаж на этом полотне — это квинтэссенция английской природы, а критик Джон Рёскин отмечал, что «это прекраснейший английский пейзаж; пронизанный скорбью». И есть даже история, что у этой картины в ратуше учитель преподавал ботанику, не имея возможности вывести учеников на природу.
Конечно, такой трагический и красивый сюжет и эффектный образ девушки в воде, и в цветах, должен был всплыть в современном мире глянца. Фотографы постоянно ищут новые идеи и темы, желая поразить читателя. И вот что из этого вышло на примере журнала Vogue.
Vogue 2009 год, модель — Мариякарла Босконо, фотограф — Камилла Акранс. Здесь скорее реконструкция истории позирования для этой картины.
Vogue США, ноябрь 2011, фотограф Mert Alas, модель Rooney Mara Magazinе
Vogue США Декабрь 2011, Модель: Saoirse Ronan, Фотограф: Steven Meisel
Итальянский Vogue, фотограф — Валерия Тразатти.
Итальянский Vogue, фотограф — Валерия Тразатти.
Корейский Vogue, июль 2013г.
И еще в 2007 году была подборка фотографий в корейском журнале.
Vogue США, Ноябрь 2011 год, модель — Руни Мара, фотографы — Мэрт Алас и Маркус Пиготти.
Вот так увидели этот трагический сюжет наши современники, после того, как над ним поработали художники Милле и Уотерхауз. Кто показался вам интереснее? Кто ближе?
Планирую более детальные публикации по картинам художников этого направления, уж больно они интересны по сюжету и исполнению. А здесь хотела, чтобы вы просто познакомились с чудесным миром прерафаэлитов, и работами самых известных фотографов по мотивам «Офелии» Дж. Милле.