Здравствуйте гости и подписчики моего магазина. Решила немного рассказать о Пермском зверином стиле.
Пермский звериный стиль - своеобразное искусство создания предметов с изображениями животных и человека из металла, дерева, бересты, кости, керамики, кожи, меха, развивавшееся с эпохи неолита до позднего средневековья на территории Урала, Приуралья и Западной Сибири. Искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.
Большинство произведений пермского звериного стиля обнаружено в могильниках и в местах, где совершались религиозные обряды. Ряд исследователей соотносят их с чудью (название предков финно-угорских народов) и называют чудскими. Содержание и художественную специфику пермского звериного стиля периода расцвета составляют зооморфные (преобладают изображения медведя, лося, бобра-ящера, коня, лебедя, утки, змеи) и зооантропоморфные образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде. Наиболее оригинальными являются плоские и объемные металлические бляхи со сложными композициями: человек и лось, человек и птица, человек между нижним и верхним миром, семейные пары с потомством. Происхождение пермского звериного стиля до настоящего времени остается спорным. На протяжении тысячелетий Прикамье испытывало влияние культурных традиций разных народов. Звериный стиль, выраженный в металлопластике, характерен для огромной территории, заселенной родственными финно-угорскими народами.Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. К древнейшим произведениям искусства, созданным человеком на территории Прикамья, можно отнести геометрический рисунок на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог. В дальнейшем геометрический и зооморфный орнамент широко использовался при орнаментации посуды.К периоду неолита относятся наиболее ранние рисунки знаменитого Писаного Камня на реке Вишере в Красновишерском районе. Рисунки, выполненные охрой, расположены на высоте от 2 до 7 м. Охота была главным занятием первобытных людей. В таежных районах Прикамья она сохранялась значительно дольше, в связи с чем долго удерживались религиозные верования, связанные с почитанием животных и птиц. В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. Среди наиболее эффектных изделий можно назвать кинжал с изображением баранов с Турбинского II могильника, а также фигурки горных козлов, найденные на реке Вишере и на стоянке Ерзовка около села Частые. В VIII - III веках до н. э. Прикамье довольно тесно контактировало со степными племенами. В этот период на памятниках появляются предметы скифо-сарматского звериного стиля, которые послужили образцами для местных мастеров и творчески ими переработались. Так, характерные для степняков изображения барсов и пантер заменились изображениями волков и медведей. Один из самых популярных скифских сюжетов - олень - заменился изображением лося. Большинство сюжетов пермского звериного стиля находит свое объяснение в мифологии финно-угорских народов Европы и Сибири, являясь своеобразной иллюстрацией к определенным мифам и легендам, объясняющим возникновение мира и человека, его отношения с богами, героями, духами. Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша.Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя. Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени. "Золотым веком" звериного стиля называют период ломоватовской культуры (VII-IX века). В этот период оформляются сложные литые композиции, объединяющие человека, животных, птиц, а также фантастических существ.
Особенно близкие аналоги пермскому звериному стилю встречаются в сюжетах урало-сибирского звериного стиля. Но в отличие от пермского звериного стиля в Зауралье не получили распространение сложные многофигурные композиции с изображением людей и животных, стоящих на ящере.
Крупные собрания пермского звериного стиля имеются в Государственном Эрмитаже, Пермском областном краеведческом музее, Государственном историческом музее, Чердынском районном музее, в кабинете археологии Пермского государственного университета.
*Пе́рмский звери́ный стиль - условное название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VII в. до н. э. - XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.
Предметы, выполненные в зверином стиле, находятся в нескольких музеях России - начиная от местных Чердынского краеведческого музея и коллекций Пермского государственного университета и кончая Государственным историческим музеем и Государственным Эрмитажем.