Катана, или самурайский меч — наверное, самое известное слово, относящееся к Японии, наряду с сакурой, сакэ, суши, сумо, иероглифами, харакири (сэппуку),камикадзе и самими самураями. Часто этим словом называют все мечи с их необычной формой, сделанные в Японии, — но это не совсем так. Существуют и небольшие вариации, например, меньшие по размеру вакидзаси, которые в Японии можно было носить всегда и всем, и сами катаны — оружие сословия самураев, и нодати — более прямые длинные мечи для сражений. У всех у них изогнутая форма, нечто среднее между ятаганом и шпагой, и предназначены они были, чтобы и рубить, и колоть.
История катан начинается несколько веков назад, зачастую она связана с воинами-самураями. До определенного момента отдельные провинции Японии часто воевали между собой, следствием чего был постоянный спрос на профессиональных солдат. Роль ручного оружия ближнего боя, тех же катан, была различна в зависимости от использования в бою конницы, лучников (традициями которых, надо сказать, Япония тоже славится — достаточно вспомнить то же кюдо), использования пешими бойцами доспехов, применения вариантов на основе связки «копье + катана» — яри и нагинат (а нагинатой, аналогом алебарды, перерубить человека или лошадь, или человека с лошадью, было гораздо проще, если только успеть как следует размахнуться и если места для этого хватит).
Особенно популярны катаны стали в эпоху Эдо (1603—1868) после обьединения земель под властью клана Токугава. Войны практически прекратились, а огромные толпы оставшихся без призвания и часто умеющих только убивать солдат их хозяевам и правительству было в принципе невозможно не только не задействовать, но в перспективе — просто прокормить. Встала задача управления ими и по возможности изменения основных их занятий.
Этому времени обязаны своим появлением и легендарное «Хагарурэ» Ямамото Цунэтомо, кодекс правил и норм поведения, который ставил цель перед самураем или тем, кто считал себя таковым, — умереть с честью, по возможности — за хозяина (идеи Бусидо — Пути Самурая — вместе с цитатами из «Хагакурэ» оригинально изложены в фильме «Пёс-призрак: путь самурая» (1999) Джима Джармуша), и «Будо сёсин сю» Дайдодзи Юдзана — собрание рекомендаций, как служить своему господину и своей стране, так скажем, сменив меч на перо и лист бумаги, став простым чиновником (отсюда «путь пера и меча»), и массовое распространения обычая харакири как самого быстрого способа защитить свою честь (а заодно снизить количество съеденных в дальнейшем коку риса). Немного в стороне — «Горин но сё», «Книга пяти колец» легендарного бойца Миямото Мусаси (которому посвящено в Японии раза в два больше фильмов, чем блестяще обновленному Такеши Китано «Дзатоити»), и «Хэйхо Кадэн Се» Ягю Мунэнори, целые трактаты об искусстве владения мечом (или скорее убийства им — достаточно вспомнить, что сам Мусаси убил в схватках на мечах и их деревянных аналогах — боккенах — порядка 50 человек). Классическое оружие для битв, массивное, напоминающее о войне, было неуместно в городах и неудобно для частого ношения. В такой обстановке катаны, достаточно компактные, при желании молниеносно готовые к применению — то же иайдо — превратились из оружия для сражений в дуэльное оружие (аналог дуэльных пистолетов 19 века в России) и оружие для казни.
Эти времена мастерски воспеты Куросавой в «Семи самураях» (1954) (на основе которого Джон Стерджес снял «Великолепную семерку» в 1960), «Телохранителе» (1961) (аналогично использованный Серджио Леоне для создания вестерна «За пригоршню долларов» (1964) с Клинтом Иствудом) и многими другими режиссерами и писателями, вплоть до «Самурая Чамплу» Синъитиро Ватанабэ и «Арагами — бог войны» Рюхея Китамуры. Бродячие самураи бродят по пустынным дорогам и ищут приключений, славы, денег, защищают невинных или наоборот — как получится по сюжету или по жизни. Этот образ воина с катаной в ножнах, в хакама и оби, некого героя, блестяще закреплен и в литературе, и в кино, и в устной традиции (и старательно закрепляется в настоящее время).
Тем не менее, катана — это не веник, а самураи — не ищущие философского смысла жизни путники (за редким исключением, разумеется). Катана — это в первую очередь оружие, это, если проще, совершенный нож длиной около метра, который создавался для того, чтобы противник превратился из живого в неживого. Известны легенды о том, что таким оружием в средние века перерубали шлемы, а в начале века- пулеметы; при этом в настоящее время гораздо меньше говорят о старинных и не очень старинных воителях, которые были известны своей способностью отрубать головы нескольким десяткам людей подряд с одного взмаха.
Тем временем после «открытия» Японии «Черными кораблями» Мэтью Перри в 1854 катаны теряют свое значение как боевое оружие в связи с распространением огнестрельного оружия, а после поражения во Второй Мировой войне в 1945 — и как оружие в принципе, в связи с политикой власти, направленной на всеобщее разоружение и демилитаризацию.
На этом история катан, вообще японского оружия и боевых искусств, с ним связанным, могла бы и закончиться, но не закончилась.
Их до сих пор производят в самой Японии по старинным техникам, сам процесс занимает несколько месяцев, и стоит такое произведение искусства не меньше новенькой Хонды последней модели, при этом Хонду купить значительно проще, так как специальная организация отслеживает и контролирует покупателей таких мечей, их цену, условия продажи и так далее, препятствую покупке таких мечей иностранцами.
источник