Синайская обитель - один из древнейших действующих христианских монастырей. Она построена на месте, где пророку Моисею было явление Бога в пламени куста, горящего, но не сгорающего. Неподалёку, в пещере горы Хорив, Господь явился пророку Илии.
Древнейшим из известных иконописных изображений Пантократора, является икона "Христос Пантократор" из Синайского монастыря Святой Екатерины (середина VI века).
Икона была создана в Константинополе и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю.
В иконе заметно влияние художественных приёмов фаюмской традиции.
На иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является Источником Света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии и стало применяться в иконографии святых. На крещатом нимбе изображены звёзды.
Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует Его Божественное учение, а также напоминает о Его служении на земле.
Правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти...
Один из самых древних... Современник фаюмских портретов.
Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.
Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление — в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Другая бросающаяся в глаза особенность — ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.
Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.
Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.
Вот что пишет о пресловутой асимметрии один израильский экскурсовод:
..."Правая часть лица торжественна и спокойна, от неё исходит свет, глаз смотрит прямо вперед — это выражение лица Верховного Судии. Левая часть находится в тени, бровь изломана страданием, взгляд направлен вниз — мы видим страдающую человеческую сущность Иисуса. И это все в иконе 6 века! Вот как тогда писались иконы!".
Конечно, это не просто эксурсоводские байки — искусствоведы тоже частенько говорят и пишут в том же ключе.
Православие дало свой ответ на эти обвинения: икона отображает не природу, а личность Христа.
И в рамках этой полемики, важно одно простое наблюдение: никогда, ни в каком контексте, ни с православной стороны, ни с иконоборческой не всплывало упоминание об изображении в одной иконе разницы двух природ. Ясно как день, что христианский мир просто не был знаком с таким хитрым художественным феноменом, как изображение этой разницы.
Попробуем теперь посмотреть на проблему с чисто искусствоведческой точки зрения. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, чтобы ему можно было приписать какое-то символическое значение?
"...Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой строгий. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью и суровыми чертами, отражает две природы во Христе - Божественной и Человеческой".
Как известно, наиболее близкими к Синайскому Спасу по иконографии, стилистике и технике исполнения памятниками являются погребальные изображения эпохи эллинизма, т.н. «фаюмские портреты».
Асимметрия — это всего лишь одно из проявлений стилистики данной школы. И множество споров, публикаций и дискуссий на тему "загадочной ассиметрии Лика, отображающих свет и тьму, славу и мучения, милость и наказание" - всего лишь, плод воображения желаемого...
Конечно, невозможно запретить человеку видеть в иконе то, что он желает. Например, в причёске Христа, в зависимости от количества прядок, находить и Святую Троицу, и четыре Евангелия, и семь Страстей. В морщинах на лбу — намёк на небесные сферы. В вертикали носа и горизонтали бровей — Животворящий Крест, и на основе этих "углубленных наблюдений" погружаться в богословие... эзотерическое, конечно. Какие - то выдумки, символические коды, разные «тайные доктрины»... Только те, кому не дорог Сам Христос, милующий и грозный, величественный и смиренный, Спаситель и Судия, — только такие «христиане» станут искать в Его иконе, будь то Синайский Спас или любая другая, для удовлетворения своей потребности пофилософствовать там, где следовало бы лишь созерцать и молиться.
Но православный христианин должен всегда помнить, что икона Христа — это прежде всего прямое Его изображение, и что может быть больше этого?
Современный список иконы...
С любовью, Геннадий.