В своей первой публикации, посвященной созданию моей коллекции Берегинь, я писала, что Берегини- это интерпретация дохристианского, языческого пласта моей личности. Но это только одна грань, только часть общего большого целого, существующего во всех нас. Язычество уже давно и тесно переплелось, срослось с христианством и отделить одно от другого невозможно, да и не нужно. Соединение старых верований с христианством придают своеобразную народную окраску нашему творчеству. В своих матрешках мы пытаемся творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций, поэтому в следующей своей публикации я хочу рассказать Вам о другом истоке своего вдохновения - о «старорусской» христианской традиции портретной живописи- о парсуне.
Парсуна - ранняя форма русского портрета, получившая распространение во 2-ой пол. XVII в. Изображался, как правило, конкретный человек в исполненном величественности образе. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
(портрет царя Иоана 4 Васильевича (Грозного))
(святой Дмитрий Ростовский)
(Портрет Алексея Михайловича Романова)
(царица Марфа Матвеевна Апраксина)
(Наталья Нарышкина)
(Евдокия Лопухина)
По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом Индивидуальные черты лица сочетались с идеальным спокойствием модели. Именно это, а также плоскостная, нематериальная передача фигуры (за исключением лица и рук) указывали на тесную связь парсуны с древним искусством иконописи. Надписи, атрибуты, детали одежды, укрупнённость формата создавали торжественность композиции, подчёркивали значительное общественное положение изображаемого человека. В 1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «живописец» - придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. Так назывались портреты - искажённое слово персона. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
(портрет Федоро Иоановича (сына Иоана Грозного)
(портрет Скопина-Шуйского)
Важным событием в развитии светской портретной живописи явилось создание парсун царя Фёдора Ивановича и полководца М. Скопина-Шуйского. Все эти парсуны выполнены в традиционной иконописной технике. Они написаны на липовых досках яичной темперой На лицевой стороне имеются поля и углубление в середине, так называемый ковчег ,в котором помещается изображение. В парсуне Фёдора Ивановича заметно слияние иконописи и живописных приёмов. Одежда и всё прочее, кроме лица, выполнено плоско, а вот в объёмной трактовке головы и лица есть элементы светотеневой моделировки. В изображении Скопина- Шуйского портрет сделан методом высветлений по основному более тёмному фону, которым покрывалось лицо. Художник стремится к мягкой плавности перехода. Он вполне реалистично, не по-иконному написал коротко подстриженные волосы, попытался передать взгляд ещё очень схематично изображённых глаз и не смог до конца справиться с губами. Эти две оглавые парсуны наглядно показывают пути поисков русских иконописцев по овладению «живоподобной» «световидной» живописью.
В настоящее время некоторые художники снова обращаются к парсунной живописи, представляющей реальное лицо иконописными приёмами (что близко к примитивизму). Некоторые приемы Вы можете увидеть и в наших работах.
С уважением, Матрешка2К.