Герой нашей истории – Борис Сидельников. Родился он в селе Россошь Воронежской области, незадолго до Великой Отечественной войны.
А войну осиротел: отец погиб на фронте, мать умерла. Растила мальчика и других младшеньких старшая сестренка Пелагея.
Дети едва выжили. А помогла им в этом … конопля!
Каких-то 100 лет назад, эта трава, по латыни - «канабис», была здесь важнейшей агротехнической культурой. Рубахи, холсты и даже обувь — все делали из нее, родимой. Из конопли.
— Тогда она росла в каждом крестьянском дворе. Братья-сестры ходили в своих же лаптях, домотканых рубахах, юбках и штанах и продавали понемножку свою продукцию. Так и сводили концы с концами, — вспоминает Борис Сидельников.
— Сам я в свое время только в них и ходил. Ели бы не конопля, простому народу ни надеть, ни обуть было бы нечего. Тогда никто не подозревал о наркотических свойствах этого растения. Это теперь ее в деревнях не сажают, чтоб ненароком не сесть самим.
Маленького Борю плести лапти из конопли научила сестра.
— Для производства волокна использовались только мужские особи конопли. Стебли разминали в мялке, потом расчесывали гребнем. Получалась тонкая нить… Пару тюников (так по-местному назывались эти лапти) можно сплести за 2 - 3 дня, но только если сопровождать работу пением.
Носили их и зимой, и летом. Ходовой был товар, востребованный. Так и выжили ребятишки.
— Сейчас конопля-кормилица вне закона, — печалится Борис Сидельников.
— Один раз у меня на выгоне выросла конопляная былка. Вот она милиция — ты что занимаешься коноплями? Да кто его знает откуда она взялася. Гляди, дед, а то не рассчитаешься с нами.
У деда Бориса осталось еще пара мотков из старых запасов, но этого, говорит, даже на один тюник не хватит. Коноплю он уже давно не сажает, чтобы не сесть самому.
Много потом было работ у Бориса: лотником, скотником, грузчиком, но науки детства не забывал. И ремесло сберег.
— В тюниках у нас ходили и зимой, и летома теперь я их плету лишь по праздникам, когда музей или артисты закажут, — кручинится Борис Петрович.
Надеемся, что незаслуженно забытая конопля снова возродится с былым размахом!
И сами этому способствуем по мере возможностей!