Речь в публикации пойдёт о фирменном персонаже. Я попробую дать ёмкую и исчерпывающую информацию о теории и практике разработки, стоимости и ценности фирменного персонажа.
Зачем нужен фирменный персонаж и что это за «зверь» такой?
Фирменный персонаж — это имиджевый элемент, устойчивый образ представителя бизнеса в контактах с целевой аудиторией. Персонаж может предстать в образе животного, человека или любого другого существа (сказочного или метафорического). Фирменный персонаж призван вызвать в сознании покупателя ассоциации с предлагаемой услугой или товаром.
Персонаж, как, правило мультяшка. Мультяшка — это детское, значит логично, что это подходит магазину игрушек или же любому бизнесу, связанному с детьми, оказывающему услуги детям, реализующему детские товары. В этом случае мультяшка — это маркер для родителей и привлекалочка для детей. Однако свои персонажи есть у бизнеса, не имеющего отношения к детям или имеющего опосредованное к ним отношение. Батарейки, производство автомобильных шин, магазин мобильных телефонов и электроники, аптеки.
Мне приходилось разрабатывать персонажей для магазина игрушек, электротехнических товаров, магазина садового инвентаря, автомастерской и прочего, довольно разнообразный список. Вот несколько примеров.
Для чего же придуман бренд-персонаж?
Наличие фирменного персонажа — это престиж, это показатель статуса и серьёзности бизнеса, поскольку фирменный персонаж не обязательный, и как правило, дорогостоящий элемент имиджа фирмы. Помимо этого персонаж всегда привлекает внимание, он — лицо фирмы, он участвует в мероприятиях, «снимается» в рекламе, присутствует на этикетках, рекламных буклетах, визитках, словом, он повсюду, он узнаваем и ассоциируется с конкретным названием. Если подытожить, то фирменный персонаж для бизнеса это:
- престиж;
- привлечение внимания;
- возможность выделить свой магазин среди других;
- узнаваемость;
- доверие и симпатия покупателя;
- создание позитивного отношения к магазину/товару.
Каким должен быть персонаж, или ТехЗадание.
Прежде, чем художник начнёт работать над персонажем, необходимо определить цель: кто это будет, ключевые качества, эмоциональный посыл, обязательные детали, цвета персонажа. Всё это составные Технического Задания для художника. Но даже если художник вы и заказчик вы, то определить эти параметры всё равно нелишне, чтобы ясно представлять себе, что Вы хотите.
1. Цель.
Для каких целей будет использоваться персонаж: аватар магазина, печатная продукция (буклеты, визитки, печатная этикетка), интернет-заставка для сайта, группы ВКонтакте, авка на Инстаграмм или шапка Ю-туб канала; изготовление штампа. В зависимости от крупности планируемого носителя планируется детализация и сложность, количество цветов. Например, для визитки, штампа, этикетки, аватара не годится сложный персонаж с множеством мелких деталей.
Ещё варианты использования бренд — персонажа: аватар и баннер магазина, подарочная открытка, визитка.
Примеры использования бренд-персонажей в бизнесе: широкоформатная печать и ростовая кукла.
2. Кто это.
Кто будет персонажем (человек, животное, неживой предмет, сказочный персонаж)? Какой зверёк наиболее близко соотносится с вашим видом бизнеса? А может быть, это сказочное существо? Фея, гномик? Или милая рукодельница? Уютная бабушка со спицами в руках? Ожившая игрушка или кукла? Простор для фантазии поистине бескрайний :)
3. Ключевые качества.
Ключевые качества, которые необходимо «заложить» в персонажа (озорной, энергичный, милый, весёлый, неуклюжий, доброжелательный, трудолюбивый и пр.), необходимо выбрать 2-3 качества и разместить их в порядке приоритетности.
4. Эмоция.
Что должен передавать персонаж, (ощущение праздника, веселье, нести заряд энергии, умиление, позитив).
Какие эмоции он должен вызывать у зрителя симпатию, доверие, умиление, смех, предвкушение чего-то необычного.
5. Обязательные детали.
Пожелания по внешнему виду. Одежда фирменного персонажа, обязательные детали. Например: крылышки или пышное платье принцессы и т.п.
6. Цвета.
Преобладающие цвета (цветовая гамма, наиболее близкая магазину).
7. Образцы и примеры (не обязательно)
Исследование существующих примеров, подбор образцов и наиболее симпатичных примеров персонажей, которые послужат отправной точкой для художника в поиске решений, согласно вышеописанных пунктов.
Что включает в себя разработка персонажа.
Обычно, когда разработку персонажа заказывают художнику, он выдаёт от 2 до 5 вариантов (что оговаривается заранее) персонажа в виде набросков, удовлетворяющих пунктам техзадания. Заказчик выбирает наиболее подходящий вариант, вносит коррективы, исправления, дополнения, и художник дорабатывает эскиз. Как правило, цена может включать только одну-две такие поправки, если же заказчик желает переделывать и доделывать, а возможно, отвергает представленные варианты, то все эксперименты за рамками 5 вариантов оплачиваются заказчиком дополнительно. Таким образом, художники-дизайнеры ограждают себя от перспективы неоплачиваемой «аренды своих рук», когда заказчик ударяется в бесплодные поиски руками художника. После того, как нужный образ найден, художник отрисовывает персонажа «начисто», как правило в векторном формате, и вот персонаж готов к бессрочной работе на благо вашего дела.
Сколько стоит разработка персонажа.
В этом вопросе у меня есть личный опыт и информация, доступная каждому через интернет. Заказать разработку удалённо у фрилансера можно от 10.000 руб., встречаются цены в долларах, чаще это Москва и Питер, от 300 долл. В профильных фирмах, соответственно, дороже. Я работала как фрилансер и разрабатывала персонажей в 2-3 раза дешевле минимальной цены. На деле в небольшом городе при работе с малым бизнесом планка цен совсем другая.
Понятно, что мы находимся на Ярмарке Мастеров, где масса талантливых людей создаёт уникальную красоту своими руками, и явно не обделена чувством художественного вкуса, и если вам интересна эта идея, я предлагаю вам попробовать разработать своего персонажа самостоятельно. Это увлекательно и полезно. Описание этого процесса — это отдельный мастер-класс.
Чтобы самостоятельно разработать свой бренд-персонаж, конечно, необходимо обладать навыком рисования от руки. И если вы рисуете эскизы для своих изделий, заканчивали художественную школу когда-то, думаю, что и с этим вы справитесь. Ведь у вас есть преимущество перед любым сторонним дизайнером-художником — вы чувствуйте свой магазин, что ему подходит, что нужно именно вам.
Я также надеюсь, что тем, кто далёк от идеи обзавестись своим собственным виртуальным героем, или формат бизнеса не распологает к этому, было тоже интересно узнать немного больше о «кухне» такого дела как создание бренд-персонажа для бизнеса.
Спасибо за внимание.
Всего вам доброго!