Майские праздники, это, пожалуй, лучший повод обратить внимание на Египет, поражающий воображение своей таинственностью, и пусть продолжится наше
Посмотрев на эту фотографию, можно только удивленно всплеснуть руками: «Ну, верблюдам-то зачем все эти украшалочки?!» — а людям зачем? Не для того ли, чтобы радовать взор окружающих, и тем умножать доброту и красоту, разлитую в весеннем воздухе?
Да, так. Однако те, кто хоть немного соприкасался с культурой Египта, не могут не знать легкий привкус ужаса, веющий от символов, используемых при сотворении тех или иных арт-объектов. Поскольку речь идет о символизме в аспекте истории рукоделия, то удобнее называть сохранившиеся объекты культуры Египта — артефактами.
1. Мистическая составляющая Египетских символов.
Как и все прочие культуры народов, объединенных не только целью выжить за счет соединения усилий в борьбе за место под солнцем, но и осознать собственную уникальность, египтяне самоидентифицировались через попытку понять сверхъестественное через обожествление: все, что непосильно человеку — божественно.
Восхищаясь мощью и силой животных, египтяне создавали целые культы, которые историки называют «тотемными» — так, например, появился образ некоего гибрида человека и крокодила, бога Себека, по представлениям египтян управляющего водами Нила, главной «питающей жилой» сельского хозяйства Египта.
Или, скажем, Сет, человек с головой волка — бог ярости природных стихий Египта.
Интересно, что Себек представлялся египтянам не как только крокодил, нечто намного более сильное, нечто неуправляемое, но живое, нечто, что заставляет опасливо поеживаться, окучивая на своем «древнеегипетском огородике» картошку (вдруг выбежит из Нила и сожрет?), но и не только, как человек, царь природы, венец мироздания (если верить первомайским лозунгам пятидесятилетней давности).
Египетские боги — это именно «человек и крокодил», «человек и волк», причем голова, отвечающая за «мысли бога» — принадлежит животному.
Склонность к тотемности древних египтян вполне естественно соотносится с их представлениями о сотворении мира: если «человеко-крокодил» в силах управлять водами Нила, то только логично, что бог Ра, бог солнца (источника всеобщей жизни), создан по желанию и слову бога Птаха, покровителя ремесел.
2. Птах — покровитель ремесел.
Видно, что этот бог имеет полностью антропоморфный облик.
Очевидно, что в представлении египтян имелось понятие о сверхвозможностях человека, о его способности превозмогать стихии, но интересно, что именно богу Птаху приписывается свойство покровительствовать ремеслам, богу Птаху, который: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель, творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».
Творец душ.
Египетский мудрец Дуауф так рассказывает о древних ремеслах Египта: «никогда не видел я, чтобы кузнец получал поручения, или золотых дел мастера с посланием, но видел я кузнеца за его работой, у отверстия печи его. Пальцы его были подобны крокодиловой коже, вонял он сильнее рыбьих отбросов. Рабочий, работающий теслом, устает больше, чем тот, кто пашет: дерево — поле его, мотыга его — бронзовое тесло. Ночью, когда он свободен, делает он больше, чем могут его руки и ночью жжет он огонь. Каменотес ищет работы по твердому камню. А когда она исполнена, руки его разбиты и устал он. Когда присядет он в сумерки, бедра его и спину ломит. Ткачу в его мастерской хуже, чем женщине. Его бедра прижаты к желудку и не дышит он воздухом. Дает он привратнику хлеба, чтобы тот выпустил его на свет… Совсем плохо сапожнику: вечно он попрошайничает… жует он кожу».
3. Из древности в современность.
Если говорить о народе, то следует в первую очередь определить - какой уникальный вклад в историю человечества был им сделан. Очевидно, что по части ремесел Египет мало отличался от
Если говорить о вкладе в культуру, так сказать, «по итогам на сегодняшний день», то следует в первую очередь определить — что сохранилось до наших дней, как «уникально-египетское» ремесло.
Самоочевидно, что научно-технический прогресс и глобализация не обошла стороной ни одну страну, и Египет — не исключение: традиционные украшения, национальные костюмы, быт - все это кануло в века под давлением иных стран «с арабским уклоном», и мы видим, что традиция стала чем-то более похожим на театральное представление для туристов, чем жизнью.
Однако безусловным можно считать следующее: гротескная яркость и массивность украшений, угловатость линий, склонность придавать неестественную высоту человеческой фигуре, а также эталон «тонкая талия, широкие плечи, развитая мускулатура» в современной «высокой моде» являются символами, отсылающими нас к культуре Древнего Египта, неразрывно связанной с неуправляемыми стихиями.
Удивительно ли, что эти символы до сих пор олицетворяют страстность человеческой натуры?
4. Собственно, символизм.
Вспоминая разницу между символизмом, как огромным течением в искусстве, и - реализмом, нетрудно понять, что реализм — это использование символов, имеющих минимальное отклонение от естественно-природных, причем использование их «в концентрации один к одному»: если художник хочет изобразить идею: «как хорошо отдыхать на природе летом», то он и рисует — лето, природу, шашлыки и довольных людей.
Символизм — это «концентрация смыслов», и для изображения той же самой идеи символисту-египтянину потребовалось бы изобразить двух богов, с довольным видом танцующих народные египетские танцы, и это означало бы: «отдыхать на природе летом хорошо тому, кто почитает богов!».
В начале этой статьи я обмолвилась, что египетская культура неизбежно внушает некий призрак страха тому, кто соприкасается с ней хоть сколько-нибудь тесно. Отчего?
Мне видится это так: культура — это непрерывная цепь кровного родства, ведь каждый современный человек в силу самого факта своего существования имеет предков, которые жили две-три тысячи лет до нашей эры.
Современные египтяне, как бы они не были «модифицированы» арабской культурой и европейскими тенденциями, являются живыми носителями тех древних представлений, хотя бы потому, что этого требуют туристы — оживлять древний Египет экскурсиями, раскопками, историями.
Но — насколько ужасно представить хоть на минутку, что собственная собака, например, в состоянии взять власть над хозяином и начать управлять им — как бог Сет. Или что крокодилы — разумны...
Египетская культура привлекательна, поскольку противоположна европейским представлениям о красоте, устройстве мира, свойствах людей и животных. Египетская культура завораживает, поскольку грандиозность пирамид и сфинсков не сравнима с японскими небоскребами и полетом Американцев на Луну.
Почему?
Потому что египетские артефакты, сохранившиеся до наших дней — сделаны руками.
Человеческими руками.
Можно говорить и думать разное о египетской культуре, символике, о состоянии этой страны в современности, но переоценить вклад древних египтян в идею: «человеческими руками можно творить чудеса» — сложно.
Даже, пожалуй, невозможно.