Один американский журналист, интересующийся велосипедной тематикой, опубликовал любопытную фотографию: на ней запечатлены примерно два десятка человек вместе со своими велосипедами. Фотография черно-белая и явно очень старая, поскольку люди, изображенные на ней, одеты по моде конца девятнадцатого века. Но не это заинтересовало журналиста: на фотокарточке один из мужчин выглядит довольно женственно. Возможно на этом снимке запечатлена женщина, которая выдает себя за мужчину.
Конечно, это может звучать глупо, но словно в подтверждение вышесказанного позже была найдена фотография, на которой присутствовал велосипед типа «паук», а также женщина с накладными усами, одетая в мужской костюм.
Имя этой женщины – Фрэнсис Бенджамин Джонстон. Родом она из Вашингтона, округ Колумбия. Она была профессиональным фотографом, и данное фото можно классифицировать как автопортрет. Упоминание о ней встречается в газете «The Washington Times» от 21 апреля 1895 года: «Мисс Фрэнсис Беджамин Джонсон является единственной леди среди всех городских фотографов. В ее руках фотография стала целым искусством».
Мисс Джонстон фотографировала президентов (даже была официальным фотографом в Белом доме) и светских персон. Также ей принадлежат снимки ведущего в те времена адвоката по правам женщин Сьюзан Би Энтони. В 1896 году госпожа Энтони дала интервью газете «New York World» и сказала известные сегодня всем слова: «Позвольте мне сказать вам, что я думаю о велосипеде. Я считаю, что для женской эмансипации он сделал больше, чем все остальное в мире. Именно велосипед дает женщинам ощущение свободы и уверенности в своих силах. Я радуюсь каждый раз, когда вижу женщину на велосипеде».
Именно женщины на велосипедах расширили свои горизонты за пределы районов, в которых жили. Историк Джим Макгерн утверждает, что в эпоху короля Эдуарда был расширен географический охват территорий. Возможно, в этом положительную роль сыграло хорошее состояние дорог. Но все эти факторы привели и к расширению генофонда – многие пары образовывались извне ограниченного пространства. В том числе, образовывались и однополые пары.
Джонстон была лесбиянкой. Она открыта жила со своей партнершей Мэтти Эдвардс Хьюитт (также фотографом) и была одной из ключевых фигур феминистского движения New Woman. Данное движение провозгласило велосипед средством освобождения. На велосипеде женщина становилась равной мужчине. Хотя в то время ездить на велосипеде было действительно трудно – скорее, это занятие больше подходило для мужчин атлетического телосложения.
Многие женщины, современники Джонстон, катались на велосипедах. Плакат одной из них висел в студии фотографа. Женщина с постера – Чарльз Дана Гибсон, одетая по моде тех лет в объемную блузку и широкие штаны - блумеры.
И сегодня девушки, женщины на велосипедах будоражат умы современников. Например, считается, что женщина на велосипеде влияет на инфраструктуру города.
Если женщина перевозит ребенка на велосипеде, значит, можно безопасно передвигаться на этом виде транспорта по городским улицам. «Без сомнения, женщины ускоряют процесс создания безопасных пешеходных и велосипедных зон. Таким образом, они способствуют улучшению пригодности пространства для жилья», - заявляет американская Ассоциация пешеходов и велосипедистов. Почему женщины-велосипедисты имеют большое значение для городского велодвижения? Вот две причины:
1. Практичность и простота эксплуатации Женщины, в основном, используют байк из-за его практичности, простоты эксплуатации и иногда для расширения своих возможностей. С точки зрения спорта велосипед мало кого из них интересует. Итак, женщины, передвигающиеся на байке, продвигают идею о том, что велосипед – не только развлечение или спорт, но и транспорт.
2. Благодаря дамам велосипеды кажутся более приемлемыми с точки зрения культуры. Поскольку поездки на велосипеде становятся общедоступными, появляется политическая воля, которая способна создать соответствующую инфраструктуру. Женщины рискуют меньше, чем мужчины, и реже ездят по велополосам. Чаще всего они пользуются специализированными бульварами, тихими улицами с успокоителями движения, парками, защищенными велодорожками. Стремление женщин ездить по безопасным маршрутам способствует увеличению спроса на создание серьезной и безопасной велосипедной инфраструктуры.
Согласно предположениям, качественные велосипедные дорожки, защищенные велополосы, более широкие полосы для движения на автомагистралях, сеть связанных велодорожек и прямые маршруты привлекут большее количество женщин.
Как можно заметить, все это похоже на попытку решения вопроса «Что появилось раньше: курица или яйцо?». Что первостепенно: безопасность поездки на велосипеде или женщины на байках? Возможно, оба варианта верны. Чем больше женщин начнет передвигаться по дорогам на велосипедах, тем лучше становится инфраструктура в городах. Чем больше будет развита велоинфраструктура, тем больше женщин присоединится. Когда велосипед безопасен и привлекателен для женщин, то он безопасен и привлекателен для всех.
А вот какой тезис подтверждает или опровергает супруга прездента Франции 64-летняя Бриджит Макрон, которая в мини-юбке проехалась на велосипеде, чем озадачила весь мир, не будем спорить. Просто улыбнемся.
Интернет-магазин ГОБЕЛЕНОВЫЙ РАЙ, ратующий и за права женщин, и за инфраструктуру городов, обращается ваше внимание, что даже такое явление, как "девушка на велосипеде" нашло отражение в современных гобеленах: