Решила с вами поделиться такой историей. Одна моя постоянная заказчица сделала заказ у другого мастера. Ей очень понравилось на фото платье и пряжа, из которой оно было связано. После получения заказа она написала мне письмо о том, как разочарована полученным изделием. Со слов заказчицы, на фигуре оно сидело как мешок, а пряжа совсем не соответствовала той, что была на фотографии. Также ее смутил срок исполнения заказа — 3 дня на платье ручной работы! Хотя при заказе платье не имело статуса «готовая работа». Она очень хотела вернуть изделие, но поскольку столкнулась с такой ситуацией в первый раз, то боялась получить отказ и испытывала неловкость от того, что ей придется высказывать претензии мастеру. Особенно девушку удивил тот факт, что у мастера более 100 отзывов и все они положительные.
Я, в свою очередь, оказалась тоже в неловкой ситуации, так как не могла себе позволить критиковать чужую работу, тем более, что я не видела платье «вживую». Хотя даже если бы и видела, то, скорее всего, тоже не стала бы этого делать. Я посоветовала заказчице в очень корректной и вежливой форме изложить мастеру, что именно ее не устроило, и предложить сделать возврат. К счастью, эта ситуация разрешилась быстро и без конфликта в пользу моей клиентки, но заставила меня задуматься о продажах вязаных вещей онлайн, а именно, почему могут возникнуть подобные случаи.
Но для начала, чтобы избежать вопросов, поясню свое отношение к заказам у других мастеров. Я ничего не имею против этого. Ручная работа каждого мастера уникальна. Вязание — это как почерк человека, у каждой вязальщицы он индивидуален. Кроме того, каждый мастер имеет свой собственный стиль, который определяет выбор представленных им моделей, цветовой гаммы, каких-то ярко выраженных или едва уловимых нюансов. И тем более приятно, когда при таком разнообразии выбора мои заказчицы периодически возвращаются ко мне.
А теперь, помня о рассказанной мной истории, поделюсь своими наблюдениями о том, на что, прежде всего, нужно обратить внимание, принимая решение о первой покупке вязаных изделий у не знакомого вам мастера, и это касается не только Ярмарки Мастеров, но и многочисленных аккаунтов в соцсетях.
1. Первое и самое главное — обратите внимание на представленные фото работ. Они должны быть уникальны, то есть на фото должны быть только работы этого конкретного мастера. Сделайте экспресс-проверку снимков через Яндекс-фото или Google-фото. Если поисковик выдал вам кучу страниц из известных журналов мод и журналов по вязанию, с модных дефиле и аккаунтов других мастеров, сразу понятно, что фото мастер собирал по всему интернету. Значит, все, что вы видите, сделано не этим человеком. Я вполне допускаю, что мастер может связать отличные реплики всех этих вещей, но почему он не сделал этого раньше и не выложил свои фото? Захотел «объять необъятное» и показать, что он может все? Меня это настораживает!
2. Количество отзывов — это отличный показатель для принятия решения о покупке. Если мастер ручной вязки сам вяжет представленные изделия, то здесь поможет простая математика. Возьмем в качестве примера свитер. Один мастер своими руками (не машиной) за месяц может связать 3-5 свитеров в зависимости от их сложности. Например, магазин мастера существует 1 год, соответственно за 12 месяцев он может связать 36-60 свитеров. Если количество отзывов за год укладывается в эти рамки, то, скорее всего, мастер работает сам. Если это количество больше, то, значит, привлекаются посторонние вязальщицы. Если у мастера хорошо налажен контроль качества, то проблемы не возникнут. Если же нет, то возможно нарушение сроков и непредсказуемый результат, так как навыки вязания у всех разные, и одна и та же модель, связанная разными людьми, может очень сильно отличаться. Решение за вами.
Конечно, при таком расчете следует обратить внимание и на то, есть ли в ассортименте мастера более мелкие изделия, такие как шапки, перчатки, рукавицы, шарфы и т.д. Ведь изготовление этих изделий требует намного меньше времении, чем свитер, а свой отзыв они тоже вправе получить.
3. Качество отзывов. Если у мастера все отзывы положительные, то для меня это хороший знак. И не потому, что у этого человека нет неудачных работ и отрицательного опыта. Проблемы периодически случаются у всех, их нет только у того, кто ничего не делает. И в этом смысле главное не проблема, а то, как человек способен ее решить. Положительные отзывы — показатель того, что в этом магазине идут на компромиссы и взаимные уступки. Я думаю, что именно поэтому у моей клиентки вопрос с возвратом платья решился без потери времени и сил. И, кстати, отрицательный отзыв после этого возврата у мастера тоже не появился.
Конечно, само по себе наличие отрицательных отзывов не может послужить однозначным основанием для отказа от покупки, так как ситуации бывают разные, да и характеры у людей тоже. Сначала внимательно прочтите этот отзыв и попытайтесь разобраться, действительно ли это вина мастера. Обратите внимание на то, как давно этот отзыв оставлен и сколько после него положительных. Поподробнее расспросите об этом заказе человека, оставившего негативный отзыв. Стоит также обратиться за консультацией к нескольким покупателям, оставившим положительные отзывы. Возможно, мастер уже давно исправил все недочеты в своей работе и подобных проблем больше нет. Задайте мастеру в личном сообщении вопрос о возможности возврата если вещь не подойдет, даже несмотря на то, что написано в правилах магазина. Кроме того, читая форумы по тематике негативных отзывов, прихожу к выводу, что практически всегда мастер сам переживает еще больше, чем покупатель, и сожалеет о том, что компромисс в спорной ситуации и правильный подход к покупателю не был найден.
Вот пример двух отзывов (негативный и нейтральный), оставленных в разные периоды времени у одного и того же мастера.
В первом случае заказчице не подошел размер изделия и мастер отказалась от возврата. По моему личному опыту, просто указать размер изделия в описании — этого явно недостаточно. Нужно подробно перечислить все основные мерки изделия в сантиметрах. Кроме этого, перед подтверждением заказа нужно предложть клиенту внимательно с ними ознакомится и сравнить с мерками аналогичной вещи, в данном случае свитера, который заказчик постоянно носит и который ему наиболее комфортен. Если оформляется персональный заказ на эту вещь, то стоит проделать все те же операции и предложить внести корректировки в те размеры, которые не соответствуют индивидуальным меркам заказчика. В этом случае, по моему мнению, недочет все же за мастером, возврат принять стоило.
Во втором случае суть претензий мне лично не очень понятна. По фото отчетливо видно, что свитерок невесомый и прозрачный, как пушинка, связан из воздушного кид-мохера, я его здесь не публикую по соображениям конфиденциальности. Нет ничего страшного в том, чтобы пододеть под него телесную или в тон маечку на тонких бретелях. В этом случае перед покупкой заказчице стоило более подробно рассмотреть свитер и взвесить все «за и против», возможно, задать мастеру дополнительные вопросы о его плотности и прозрачности.
4. Авторы отзывов. Не поленитесь, зайдите на страничку автора, оставившего отзыв мастеру. Если этот человек часто совершает покупки у разных мастеров Ярмарки Мастеров, и имеет положительные отзывы от этих мастеров, и его аккаунт создан «не вчера», то степень доверия к такому Покупателю возрастает. О таком авторе отзыва вряд ли подумаешь «понаписали тут сами себе отзывы». И чем таких авторов отзывов больше, тем больше вероятность, что проблем с покупкой у вас не возникнет.
5. Сервис «Надежные покупки» — особый уровень онлайн сделок на Ярмарке Мастеров, защищающих и продавца и покупателя. Делая первый заказ у незнакомого вам мастера, вы всегда можете отдать предпочтение тем магазинам, у которых подключена эта опция. Товар оплачивается сразу на сайте, отправление отслеживается тоже на сайте, доставка товара и возврат денег, если сделка не сложилась, также контролируется администрацией сайта Ярмарка Мастеров. Более подробно об этом сервисе можно узнать на Главной странице Ярмарки Мастеров или написать свой вопрос в службу поддержки.
Вот пожалуй, несколько простых советов, которые смогут вам помочь при покупке вязаных вещей ручной работы и избежать ненужных проблем. Конечно же, предусмотреть все нюансы невозможно, но снизить риски вы все же можете.
Пусть ваша вязаная мечта станет реальностью и хороших вам покупок на Ярмарке Мастеров!