Почему я решила провести исторические изыскания по поиску истоков тайм-менеджмента (по-русски — управлению временем)?
Потому что, честно говоря — на данный момент я окончательно и бесповоротно запуталась в этом самом тайм-менеджменте. И он мне совсем не помогает. Я читала все возможные современные книги на эту тему, использовала множество систем: чистила свою жизнь, квартиру и мастерскую по методу Дэвида Аллена (устала на середине), исписала множество TODO листов, скачала таймер Помидор, расставляла приоритеты, работала с планированием в разных программах и т.п. и т.д.
И я поняла две вещи:
1. Очень трудно внутренне неорганизованному человеку следовать любой системе.
2. Как только я все запишу и заполню все цели и задачи и дела, мой внутренний прокрастинатор (прокрастина́ция — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел) говорит мне — эй, все уже сделано, давай полистаем фейсбук!
Нет, я не говорю, что я ничего вообще не делаю. Со стороны может показаться, что я продуктивна и эффективна — но я-то знаю, что это не так.
И чтобы понять истоки своей низкой продуктивности, я решила пойти аналитически-научным путём и заглянуть в историю, так сказать — начать с истоков, заняться этим делом серьёзно, а заодно, может быть, помочь таким же бедолагам :)
Итак: начинаю «пропитываться» тайм-менеджментом!
История и уроки тайм-менеджмента — с чего все началось?
Первая попытка быть более эффективными датируется примерно 4000 годом до нашей эры, и началось все с изобретения клинописи в Месопотамии, на стыке рек Тигр и Евфрат, в месте зарождения цивилизации. А именно — нужна была более совершенная система учета и так родилась письменность!
Пропустив вперед несколько сотен лет, мы находим ещё одну из самых ранних попыток сохранить время и определить время. И произошло это скорее всего в Древнем Египте (хотя некоторые источники утверждают, что это произошло тоже в Месопотамии) — это были первые часы, которые представляли собой каменную площадку, располагающуюся с востока на запад. С восточной стороны этих часов находился «Т»-образный брусок, тень от которого передвигалась по устройству с утра до полудня, далее брусок переворачивали и тень двигалась в обратном направлении — в результате световой день делился на две части, всего 12 часов, 6 утренних и 6 вечерних.
Египтяне улучшали эту систему в течение двух тысячелетий и завершили свой труд созданием элементарных солнечных часов.
Но, опять-таки, первыми структурировали время и разделили год на 12 месяцев, день и ночь на 12 часов, час на 60 минут, минуту на 60 секунд — в Междуречье.
Древние цивилизации также начали устанавливать стандарт для обеспечения заработной платы работникам. Еще в 1754 году до н.э. кодекс Хаммурапи предписывал положенную оплату за конкретные виды работ. В то время заработная плата была ещё установлена из расчёта выплаты за день, но этот кодекс заложил основы для практик, которой мы пользуемся и сегодня.
Но 2000 лет тому назад случилось нечто важное именно для тайм-менеджмента. Тогда философ из Рима Сенека предположил, что время можно разделить на время, проведённое с пользой и время, проведённое с удовольствием.
Кроме того, именно Сенека первый сделал предложение описывать прожитые часы, фиксируя каждую минуту. Это должно было помочь определить полезность каждого периода времени. Потом предписывалось анализировать эти записки — примерно раз в три месяца и оценивать насколько этот период был заполнен полезными и продуктивными делами.
Но интересно, что одновременно Сенека предлагал отказаться от вечной погони за богатством и известностью и проводить дни в философских размышлениях :)
Теперь совершим большой скачок во времени и познакомимся с итальянским ученым, писателем и гуманистом Леоном Баттиста Альберти. Он жил в начале 15 века и, кстати, считается, что он оказал сильное влияние на Леонардо да Винчи. Альберти разработал собственную оригинальную урбанистическую философию — он считал, что город, его постройки и сооружения призваны служить установлению нравственного порядка и счастью людей. Альберти стремился воплотить идеал эпохи Возрождения — идею «гармонической личности».
Цитата из писем Альберти — «успешным станет тот, кто научится управлять временем с пользой».
Альберти предлагал составлять расписание на день каждое утро сразу после завтрака. Он не просто составлял список дел, но и присваивал каждому из них приоритет. Работа имела самый большой приоритет, а еда, сон, отдых — второй и третий. Писатель не только продумал эту систему, но и неуклонно придерживался её. «Я предпочел бы лучше потерять ощущение сна, чем ощущение времени, то есть такого правильного восприятия времени, когда будет делаться все то, что должно быть сделано».
Следующий шаг — тайм-менеджмент Бенджамина Франклина, именно того, что смотрит на нас со стодолларовой купюры. Бенджамин Франклин (1706-1790) — государственный деятель, учёный, изобретатель, писатель и, самое важное для нас, философ.
Его методика также подразумевала необходимость отличать главное от второстепенного. Сначала индивидуум должен определить свои жизненные ценности — например власть, познание, материальный достаток, далее необходимо предпринять шаги по жёсткому планированию — «планируй, иначе спланируют тебя». Лучше показать это визуально — система Франклина похожа на пирамиду.
Именно Франклин придумал делить рабочее время на категории «обязательно нужно сделать» и «желательно нужно сделать».
Его метод настолько созвучен современности, и, смело можно сказать, что именно он практически в чистом виде лежит в основе почти всех современных систем и методов, и этот метод надо рассмотреть очень внимательно. Но в данном обзоре невозможно подробно рассказать о нём, так что, с вашего позволения, я ещё вернусь к Бенджамину Франклину в следующих статьях.
Следующий крупный скачок в учёте времени связан с появлением промышленных производств и в целом — с началом промышленной революции в XVIII веке. Появились машины, электричество, телеграф, механические часы. Нужны были новые системы, позволяющие контролировать работников. Появляется понятие «рабочий день».
На фабриках и мануфактурах внедрялись строгие графики работы.
В 1888 году Уиллард Легран Банди из Оберна, штат Нью-Йорк полностью изменил способ отслеживания времени в бизнесе. Он разработал механическую запись времени, чтобы помочь предприятиям отслеживать часы своих сотрудников. Этот прибор назвали Time Clock — Часы Времени. Вскоре Уиллард и его брат Харлоу основали Bundy Manufacturing Company и начали производить подобные системы массово. Их «регистраторы рабочего времени» фиксировали на бумажной ленте время прибытия и отъезда сотрудников. Предприятия и фабрики по всей стране начали использовать этот регистратор.
Такие счётчики я даже видела в нескольких ретро фильмах и сериалах!
К 1900 году возникла международная компания записи времени (ITR.) По мере того, как успех продукта стал широко распространенным, бизнес рос, и в 1911 году компания Банди и еще два бизнеса объединились еще раз, чтобы стать известным как вычислительная компания по Табулированию записей (CTR), которая позже изменила свое название на IBM!
Во второй половине ХХ века опять-таки свою роль сыграл все более стремительный научно-технический прогресс и человечество перешло к электронным системам учета рабочего времени. Сотрудники получают магнитную карточку со штрих-кодом (идентификатор радиочастоты) которая сканируется специальным устройствам и все данные вносятся в электронный журнал учёта. Эти системы являются продолжением оригинальных Time Clock Банди.
На данный момент современные системы более изощрённы. Например, для работников информационной сферы программы оценивают пребывания сотрудника на рабочем месте по времени, прошедшему с момента последнего нажатия на клавишу или перемещения мыши. Некоторые программы делают скриншоты экранов или даже пишут видео работы.
А что в нашей стране?
В дореволюционной России одним из пионеров науки об организации времени и труда был Александр Александрович Богданов, автор труда «Тектология. Всеобщая организационная наука».
Правда, одновременно он ещё занимался революционной деятельностью :)
Уже в Советском Союзе проблема учета времени и эффективности работников тоже была крайне насущна и эти два вопроса были в тесной связке с вопросом управления народным хозяйством. Как это реализовалось — другой вопрос, но в СССР создавались целые научные школы и свыше 100 крупных ученых занимались проблемами управления и эффективностью. Все началось с указания Ленина — на русский язык были переведены некоторые работы зарубежных авторов по проблемам организации управления производством — к примеру «Двенадцать принципов производительности» Гаррингтона Эмерсона, которому принадлежат замечательные слова: «Учет имеет своей целью победу над временем. Он возвращает нас к прошлому, позволяет заглядывать в будущее».
Становление отечественного тайм-менеджмента началось с трудов Гастева и Керженцева.
Алексей Гастев. Платон Керженцев
Алексей Гастев в 1921 году стал создателем и руководителем Центрального института труда (ЦИТ). Он исследовал рабочее место и конкретно рабочего, его эффективность в зависимости от внешних воздействий. Очень интересны актуальные и доныне предложенные Гастевым правила труда:
1. Сначала надо всё тщательно продумать.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
4. Во время работы надо обязательно отдыхать.
5. По окончании работы надо все прибрать.
Кстати, в отличие от подавляющего большинства западных ученых, в СССР того времени изучали в первую очередь рабочего, считая его самым важным звеном в цепочке. Проводились психологические и физиологические эксперименты, изучались вопросы утомляемости работников. К такого рода исследованиям представители зарубежных школ приступили гораздо позднее.
Алексей Гастев считал, что «русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет». Гастев заложил основы учения НОТ — Научная организация труда. Надо сказать, что в дальнейшем в Советской России принципы Гастева не особо внедрялись, движение за организацию труда угасало с каждым годом, страна погружалась в мрачные тридцатые. Со смертью своего создателя в 1939-м движение умерло.
Платон Керженцев (известный советский партийный и государственный деятель, экономист и историк) написал книгу по управлению временем — «Борьба за время», в которой он практически создал советскую теорию тайм-менеджмента.
Керженцев был уверен, что время имеет огромную экономическую ценность — потерянное время невозможно вернуть никакими средствами, оно безвозвратно утрачено для человека и государства. Керженцев настолько не признаёт растрат времени, что даже предлагает ввести бухгалтерский учёт времени до минуты. В своей книге он пишет о неких хронокартах и подробно описывает их.
По его методу записываются и время работы и время бездействия. По проведённым им психофизическим исследованиям учёный определил, что лучше отводить под отдых малые, но частые промежутки времени, так как продолжительный труд притупляет внимание, а продолжительный отдых слишком расслабляет и отвлекает. Чем не современный метод «Помидоро»? Как говорится — все придумано до нас :)
Забавно, что оба учёных упоминаются в стихотворении Маяковского «Нагрузка по макушку»:
«Расписал себя на год, хоть вводи в работу НОТ! Где вы, Гастев с Керженцевым?».
В 1974 году в СССР вышла книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь». В этой книге представлено жизнеописание советского ученого — А.А. Любищева, реальной личности. Герой повести известен трудами в такой необычной области науки, как математизации биологии, а также множеством необычных научных идей и, что особенно интересно для нас — особым образом жизни. Любищев, по словам Гранина, нашёл ключ к счастью «на каждый день», ибо «время летит — это плохая новость, хорошая новость — вы пилот своего времени».
Писатель Даниил Гранин был лично знаком с выдающимся учёным Александром Александровичем Любищевым. Любищев читал лекции по биологии, был заведующим кафедрой, руководил отделом научного института и ещё он объездил с экспедициями всю Россию. Владел несколькими языками, причём некоторые изучил в транспорте. Любищев рано поставил перед собой цель — разработать периодическую систему биологических элементов, наподобие периодической системы Менделеева в химии. Он подсчитал количество времени, необходимое для этого и понял, что ему не хватит его жизни. И учёный понял, что необходимо предпринять какие-то шаги, чтобы повысить эффективность использования времени. Любищев стал пользоваться хронометражем, или подсчётом времени и постепенно понял, что хронометраж — это не только средство диагностики, но и панацея. Постоянный ведение хронометраж выработало у Любищева особое чувство времени, что позволило ему действительно стать предельно продуктивным.
Считая минуты, Любищев вдыхал жизнь во временной поток. Он стремился к формированию хороших отношений между человеком и временем. Недаром книга «Эта странная жизнь» считается важной вехой развития тайм-менеджмента в России. Система Любищева очень интересна и также требует пристального рассмотрения, в рамках этой статьи её не охватить.
Жизнь Любищева является не столько примером, сколько образцом отношения к жизни.
И я только перечислю столпов современного международного тайм-менеджмента и их наработки, хотя они тоже уже стали частью истории — в положительном смысле:
Дэвид Аллен и его система Система GTD;
Стивен Кови и его Franklin Time Management;
Брайан Трейси и Time Power;
Джулия Моргенстерн и Time Managament from the Inside Out.
В нашей стране на данный момент приверженцы научного тайм-менеджмента тоже активно действуют и развиваются. Нельзя не сказать о таком уникальном явлении, как появление именно в нашей стране онлайн тайм-менеджерского сообщества. Образовалось оно при сайте «Организация времени» в 2001 году. Чем же оно уникально? А тем, что именно там собрались увлечённые люди, которые не только изучили теорию тайм-менеджмента, но и активно внедряют в практику техники и технологии управления временем.
Некоторые его участники — последователи Любищева, а другие участники — консультанты по информационным технологиям, которые стараются объединить классические методы личной эффективности и современные технологии анализа и моделирования. Все они активно делятся опытом и знаниями.
И в нашей стране существуют ключевые фигуры мирового тайм-менеджмента, например — основатель и руководитель вышеописанного сообщества, генеральный директор компании «Организация Времени», заведующего кафедрой тайм-менеджмента МФПУ «Синергия» и автор книг о тайм-менеджменте — Глеб Архангельский, который по праву считается ведущим экспертом в области организации времени не только в нашей стране, но и в мире.
И важная веха развития тайм-менеджмента в России — основание в 2007г первой в России кафедры тайм-менеджмента в Московском университете «Синергия», руководителем которой является тоже Глеб Архангельский.
Итоги.
И я опять-таки поняла две важные вещи — на развитие тайм-менеджмента и на отношение человека к управлению временем влияли две фактора:
1. Технический прогресс. Время ускорилось. Промышленная революция сделала управление собственным временем гораздо более эффективным. Если раньше человечество могло позволить себе в течении двух тысячелетий усовершенствовать солнечные часы — от двух делений круга до 12, то сейчас изменения возникают практически ежедневно с внедрением новых технологий.
Что это значит для нас? Дело не в том, что в телефонах есть планировщики и уже не нужно писать на бумаге — проблема не решена. Эти достаточно сложные системы остаются теми же системами и на изучение и следование некоторым уходит не меньше времени, чем если бы мы писали на глинянных табличках.
2. Философия и философы. Талантливые личности развивали теорию управления и учета времени не только для личного использования. Но в нашем современном мире всё становится более и более индивидуализированным и специализированным. Этот факт, конечно, тоже следствие прогресса, но, получается, что средства управления временем должны быть также более индивидуализированными. Современные техники тайм-менеджмента предлагают изощрённые техники по управлению времени. Но, рано или поздно, мы бросаем любую из них, и это из-за отсутствия глубокой внутренней мотивации или, другими словами, внутренней собственной идеи или философии.
Да, похоже, что мне придётся создавать для себя свою собственную систему! И это касается скорее всего каждого второго, особенно тех, кто которые работают сами на себя — нам придётся если не создавать для себя, то, во всяком случае — подбирать для себя подходящую систему...