Высокая мода периода и русские белоэмигранты. Первые статьи можно прочитать здесь:
Сегодня о модном доме князей Юсуповых, Феликса и Ирины.
В толпе гостей на свадьбе Ирины Романовой и Феликса Юсупова шептались, что бриллиантовая диадема и фата казненной королевы принесет несчастье новобрачной...
Когда-то именно в этой фате австрийская принцесса Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Потом они стали королем и королевой, и кончили свою жизнь на гильотине. А дивной красоты фата сохранилась, ее перепродавали снова и снова, пока Великий князь Александр Михайлович не купил ее в подарок своей дочери, Ирине.
Ее роман с Феликсом Юсуповым поначалу сочли чем-то шокирующим, невозможным! Феликс, воплощение порока, хоть и красив, как демон. Ирина, чиста и прекрасна, как ангел. Он — сплошная неразумная страсть. Она — ледяное бесстрастие. Что могло быть между ними общего?!
Ирина Александровна Романова была первенцем в семье Великой княжны Ксении, старшей дочери императора Александра lll, и Великого князя Александра, внука императора Николая l. Брак ее родителей сначала шокировал общество: русским великим княжнам положено выходить за иноземных принцев! А потом еще и распался из-за взаимных измен! Ирина росла в окружении шести братьев, слуг и гувернанток. И выросла холодной, замкнутой, надменной и жесткой. Аристократка до кончиков ногтей, она всегда была холодной звездой!
Ирина получила прекрасное образование, говорила на нескольких языках, была талантлива, великолепно рисовала. Отец собирался выдать ее за какого-нибудь иноземного принца, он видел Ирину на троне. Она действительно была достойна короны. Но...она последовала примеру своей матери, и вышла замуж за русского аристократа. Вышла замуж по любви.
Феликс. Единственный наследник Юсуповых, богатейшего рода России; говорили, что Юсуповы богаче самой царской фамилии.
Великая княжна Ольга Алескандровна вспоминала: ... «До сих пор я помню, что на столах в их гостинных стояло множество хрустальных ваз, наполненных нешлифованными сапфирами, изумрудами и опалами, которые использовались как украшения»...
А как Феликс любил наряжаться! Он знал толк в моде, следил за всеми новинками, но любимым его развлечением было...переодевание в женское платье! Закутавшись в меха, в женском платье, усыпанном бриллиантами, он распевал куплеты на сцене какбаре. Однажды даже нарядил своего бульдога Гюгюса, младенцем. А сам нарядился кормилицей! И все для того, чтобы в обход карантина, установленного для кошек и собак, вывезти любимца в Англию. Настоящий золотой мальчик!
Знал толк и в интерьерах: о его экзотичных восточных комнатах для свиданий ходили легенды. Сам оформил себе и квартиру в Оксфорде: черные ковры, шелковые портьеры, диковинная мягкая мебель. Словом, изысканный комфорт и эпатаж в одном флаконе.
Дворцы, земли, драгоценности исключительной красоты, собрания живописи, фарфора, бронзы: все поколения Юсуповых, помимо государевой службы, занимались коллекционированием, знали толк в красоте.
Дворец Юсуповых в Санкт-Петербурге
Время шло, Феликс наигрался и ...влюбился. В холодную, утонченную Ирину Юсупову. Любовь между Феликсом и Ириной была взаимной, ничто не воспрепятсвовало их браку. Свадьба была кричаще-роскошной!
Свадебные фотографии Ирины и Феликса Юсуповых
Все, кто утверждал, что вещь, принадлежавшая казненной королеве, непременно принесет новобрачной беду, ошиблись. Ирина была счастлива в браке. Распутник Фекеликс, по молодости лет перепробовавший буквально все, успокоился, пресытился и очень ценил свою жену.
О них много говорили, следили за каждым их поступком, словом, жестом, сочиняли сплетни. И в то же время, знакомством с ними гордились. Вспоминая свою жизнь в России, он однажды скажет: «Я женился на своей жене из снобизма, а она вышла за меня замуж из‑за денег». Но не следует забывать, что Юсуповы в эмиграции прожили вместе долгую и трудную жизнь, полную любви и взаимопонимания. Они всегда были вместе, и в богатстве, и в бедности!
В марте 1915г Ирина родила дочь, так же названную Ириной.
И все же, зерно истины в дурных предсказаниях было. Привычный образ жизни, богатство, окружение, все это осталось в прошлом.
В ночь с 16 на 17 декабря 1916г Феликс учавствовал в убийстве Распутина. Потом грянула революция, Юсуповы бежали за границу. Феликс главные драгоценности семьи оставил в тайнике во дворце, надеялся вскоре вернуться. Драгоценности были утрачены: что-то бесследно исчезло, другое попало в музеи, а большая часть имущества и ценностей семьи Юсуповых были проданы большевиками на международном аукционе в 1929 году.
Но Юсуповы в первые годы эмиграции не бедствовали. Их выручили три вещи. Первая: это скандальная слава Феликса как убийцы Распутина. Он писал мемуары и получал деньги (Ирина была очень этим недовольна!). Второе: вывезенных драгоценностей и картин Рембрандта все же оказалось достаточно, чтобы купить паспорта и визы, дом в Булонском лесу и жить относительно безбедно. И третье, самое главное: прекрасный вкус обоих Юсуповых, знание мод и обширные связи. Все это позволило им начать заниматься модой и открыть свой модный дом.
Они назвали свой модный дом Ирфе: название состояло из первых слогов имен владельцев: Ирина и Феликс. Ирфе оказался первым французским домом моды, имевшим в названии имена владельцев, до Юсуповых так нескромно не поступал ни один француз!
В Париже, в небольшой двухкомнатной квартирке русской художницы, были созданы первые платья Ирфе. В работе над коллекцией принимали участие князь Никита Романов, Мария Воронцова-Дашкова, княгиня Елена Трубецкая. По полу ползали, раскладывая нарисованные на старых обоях эскизы, княжны Оболенские, Саломия и Нина.
Открытие дома, новая коллекция, все это не сопровождалось никакой рекламой. Ни Юсуповы, ни их окружение, не задавали себе вопросов: как и где продавать всю ту красоту, что они создали. Выручила смелость и репутация. Ирина без приглашения привезла своих моделей — знатнейших аристократок бывшей Российской империи, на модный показ в парижском отеле Ритц. Сейчас это просто невозможно себе представить! Чтобы кто-то без опыта, портфолио, целевого оргвзноса и утрясенного на тысячу раз расписания! вдруг приводит моделей в своих нарядах на парижский подиум! Появление за полночь в Ритце манекенщиц дома Юсуповых произвело неизгладимое впечатление даже на видавшее всякое парижскую публику! На сцену вышла и сама княгиня Юсупова.
Первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue:
Перед вами коллекция, являющаяся в то же время и селекцией, так как не включеат в себя никаких неудачных моделей!
Для того, чтобы покорить искушенную парижскую публику, Юсуповы ввели моду на революционную одежду: именно благодаря Ирине и Феликсу в Европу пришла мода на бело-голубую полоску в платьях для дам: матросская тельняшка, пальто-бушлат и кожаные куртки. В их коллекциях было много красивой одежды для спорта, изящных туник и роскошных вечерних платьев.
Платья дома Ирфе демонстрировали княжны и графини, русские аристократки. И сама Ирина Юсупова, ослепительно прекрасная, тонкая, нежная, тоже выходила к клиентам в моделях Ирфе чтобы послужить рекламой. Эфемерная, задрапированная в шелковые, отделанные бахромой платья, с лицом без возраста, она напоминала камею. И это очень действовало на парижан, и не только на парижан. Как же! Сама княгиня Романова фотографируется у знаменитых фотографов в платьях от Ирфе!
Все заботы о модном доме легли именно на нее: и разработка новых платьев, и контроль за работой швей и вышивальщиц, и вопросы финансирования. Феликс вел экстравагантый образ жизни: казино, шумные вечеринки; золотой мальчик повзрослел, но не изменился.
Дела дома Ирфе шли блестяще! Мода на одежду в русском стиле настолько захватила Европу, что английская королева Мария, бабушка Елизаветы ll, шла под венец в кокошнике!
Дом Юсуповых, в основном, был ориентирован на богатых американок. Конечно, огромную роль играл имидж и слава семьи, эпатаж. В Ирфе стремились не столько за нарядами, одеваться у внучки российского императора было престижно! Стремились и из любопытства, за экзотикой. Одна клиентка требовала чаю из самовара. Другая захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфорецировали, как у хищника, да еще он убил злого колдуна Распутина! Некоторые дамы пытались соблазнить Юсупова, и даже предлагали взять на содержание.
И Юсуповы в полной мере пользовались этим интересом! В трехэтажном особняке был устроен роскошный модный театр, сам Феликс принимал клиентов в тюрбане и восточном халате и походил на хана в сопровождении своего любимого бульдога. Он обожал сам примерять дамские платья и показывать клиенткам как нужно его носить.
Ирина, напротив, была очень холодной, их стиль общения с клиентами был абсолютно разный!
В 1926 г. Ирфе первым из русских домов выпустил собственный парфюм: три аромата. Для блондинок, брюнеток и рыженьких. Авторами ароматов были Феликс и Ирина. Дизайн рекламного постера духов, рисунка флакона прямоугольной формы с граненным черным колпачком, создала принцесса Маргарита Греческая. Аромат был пряный, восточный, эти духи продавались несколько десятков лет и после закрытия дома Ирфе и были востребованы в столице моды!
Вскоре Юсуповы открыли филиалы дома Ирфе: в Туке, Лондоне и Берлине. В Париже Феликс открыл магазин юсуповского фарфора, учавствовал в оформлении трех парижских ресторанов. Под маркой Ирфе выпускались даже предметы интерьера, например, небольшие коврики, скатерти и салфетки. Князь Юсупов был настолько популярен, что в ресторанах подавались такие блюда, как пулярка по-юсуповски, каша от Юсупова. Причем не только в Париже, но и в других европейских столицах!
Конечно, Юсупов был эксцентричен, взбалмошен, тратил деньги в свое удовольствие. Но, по воспоминаниям русских эмигрантов, он был и очень добрым, щедрым человеком, и не раз давал деньги тем, кто нуждался. Князь Юсупов не только играл в моду, он не жалея ни времени, ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь: контора Юсупова по трудоустройству в первые годы эмиграции помогла спасти многих. Им был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа и макияжа, чтобы открыть собственное дело.
На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств, готовившая учеников для работы на эмигрантских худлжественных предприятиях. И в дом Ирфе Юсуповы брали на работу моделями, швеями, закройщиками исключительно русских девушек.
Почти десять лет модный дом Ирфе процветал. Но... наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталлов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль Ирфе оказался многим не по карману. В моду входили простые универсальные наряды от Шанель и Диор.
Одновременно прогремел голливудский скандал: на экраны вышел фильм об убийстве Распутина. С довольно откровенными для того времени сценами соблазнения Распутиным жены Феликса, Ирины. И хоя Юсупов выиграл судебное дело и получил щедрую компенсацию от компании, многих клиентов этот скандал отвернул от дома Ирфе.
Феликс предпринимал попытки упрочить дело, долгое время Ирфе сотрудничал с русским домом Итеб, помогала ему и Великая княгиня Мария Романова. Но всех его усилий оказалось недостаточно. Юсуповым не хватало деловой хватки, и после труднейшего 1930 года банки в Париже отказали в кредите некогда богатейшему князю Юсупову. В 1931г было принято решение о ликвидации дома Ирфе и его филиалов. Полностью разоренные Юсуповы переехали в двухкомнатную квартирку на первом этаже в доме на рю де ла Тюррель.
Дочь Феликса и Ирины, Ирина, вышла замуж в июне 1938 г. за графа Шереметьева.
Князь Феликс Феликсович Юсупов умер в париже, 27 сентября 1967 г., в возрасте 80 лет.
Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла в Париже, 26 февраля 1970 г., в возрасте 74 лет.
Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, решила возродить дом Ирфе. Накануне принятия своего решения она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметьеву-Сфири, наследницу Юсуповых.
Ксения Шереметьева-Сфири
Новомодный Ирфе просуществовал ровно столько, сколько и юсуповский и в 2016 г. был закрыт.
В статье использованы материалы и фотографии из книги Александра Васильева «Красота в изгнании».