ОДНА ИЗ ЖЕМЧУЖИН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА В ОЛОВЕ, ОБЛАДАЮЩАЯ ПОТРЯСАЮЩИМ ВНЕШНИМ ВИДОМ И БЕЗУПРЕЧНЫМ КАЧЕСТВОМ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ПОДЛИННЫМ ШЕДЕВРОМ СРЕДИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ!
ДЛЯ ИСТИННЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ-ГУРМАНОВ, ОКРУЖАЮЩИХ СЕБЯ ТОЛЬКО ВЕЩАМИ ЭКСТРА-КЛАССА.
Альбрехт Дюрер уже несколько веков входит в сотню имен самых гениальных людей в истории человечества. Он был великолепным мастером графики, непревзойденным живописцем своего времени, теоретиком искусства, а еще ученым, исследовавшим теории перспективы и геометрии, которые актуальны и на сегодняшний день. Его называли немецким Леонардо да Винчи. Портреты, принадлежащие кисти этого выдающегося художника, пользовались особой популярностью у знати и коронованных особ. Он так же был первый среди художников позднего Средневековья, изобразившим себя в жанре автопортрета.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. Альбрехт-младший, названный в честь отца, был третьим ребенком по счету из восемнадцати детей в семье Дюреров. Выжило из них восемь, а дожило до зрелого возраста только трое сыновей. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (от слова ajtо — дверь), он буквально перевёл на немецкий как Tuerer, впоследствии она стала записываться как Duerer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у него талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учеба по существующей традиции завершилась путешествием. За четыре года молодой человек объездил ряд городов Германии, Швейцарии и Голландии, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился. Затем он предпринял путешествие в Италию, где знакомился с творчеством лучших итальянских мастеров. В 1495 году Дюрер снова вернулся в родной город и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр, ставших знаменитыми. В 1505 году Дюрер снова в Италии. В 1520 году художник предпринял путешествие в Нидерланды, где стал жертвой болезни, мучившей его затем до конца жизни. Скончался 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге, где был похоронен на кладбище Святого Иоанна. Дом-музей и могила великого Дюрера уже почти 500 лет бережно сохраняются благодарными потомками.
Производство WMF, Германия, предположительно 70-е годы ХХ века. Олово, литье, чернение. Ручная работа. Выпуск этой кружки, как части эксклюзивной коллекции «Zinn Galerie Albrecht Durer», приурочен к празднованию 500-летия со дня рождения великого мастера. Подлинность изделия подтверждает клеймо производителя. Фирменное клеймо также гарантирует то, что при изготовлении использовались только безопасные материалы, а сплав и способ производства находятся в полном соответствии с европейскими требованиями.
Потрясающие по точности и мастерству исполнения фигуры и рельефы посвящены великому художнику и его творчеству. Оформление этой кружки столь великолепно, что, несмотря на наличие подробного фотоматериала, заслуживает детального описания.
Куполообразная крышка декорирована насыщенным рельефным орнаментом. Ее венчает фигура — миниатюрная копия памятника Дюрера в Нюрнберге. Ось крепления крышки украшена старинным гербом имперского города Нюрнберг (крылатая женщина Норис). Ручка и рычаг имеет формы замысловатые до удивительного. Здесь, прежде всего, привлекает внимание изображение головы барана (агнеца). Агнец Божий — символическое наименование Иисуса Христа.
Орнаментальные рамки в виде опирающихся на колоны арок, делят наружную поверхность сосуда на четыре равновеликие части. Вверху, в небольших круглых медальонах со знаменитой авторской монограммой «AD», четыре рельефных изображения: герб Дюрера, «Автопортрет в 13-летнем возрасте», «Автопортрет «Дюрер великий», «Автопортрет в шубе». Центральное место в орнаментальных рамках занимают изображения знаменитых гравюр Дюрера: «Танцующая крестьянская пара», «Рыцарь и ландскнехт», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Неравный брак».
Четыре крепостных башни на основании кружки — напоминание о Дюрере-гражданине. Будучи избранным в городской Совет, Дюрер принимал активное участие в жизни Нюрнберга, проектировал и оформлял крепостные сооружения, защищающие город: башни, стены, бастионы.
Куполообразную крышку венчает фигура — миниатюрная копия памятника Дюрера.
В Нюрнберге, недалеко от дома-музея художника, на площади, названной в его честь, возвышается памятник — первый памятник Дюреру, появившийся в Германии. Инициатором установки монумента стал кронпринц Людвиг Баварский. Бронзовый памятник был создан в 1840 году по проекту берлинского скульптора Кристиана Рауха и отлит из бронзы Якобом Бургшмитом, хотя первый камень монумента был заложен еще в апреле 1828 года. Торжественное открытие памятника Альбрехту Дюреру состоялось 21 мая 1840 года, в день рождения художника.Новый памятник стал местом поклонения всех почитателей художника.
Орнаментальные рамки делят наружную поверхность сосуда на четыре равновеликие части. Вверху, в небольших круглых медальонах со знаменитой авторской монограммой «AD», четыре рельефных изображения.
1. ГЕРБ ДЮРЕРА. Открытая дверь на щите возникла в результате буквального перевода фамилии с венгерского языка на немецкий. Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины — символы, часто встречающиеся в южной немецкой геральдике. Они использовались также нюрнбергской семьей Барбары Холпер — матери Дюрера. Альбрехт Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и монограмму.
2. АВТОПОРТРЕТ В 13-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ (1484 год, музей Альбертина, Вена, Австрия). Первый из автопортретов Дюрера. А начиналось все с того, что Альбрехт Дюрер-старший, видевший в младшем сыне своего продолжателя, начал приобщать его к делу. К 13 годам отец уже доверял сыну рисовать эскизы ювелирных украшений, которые сам затем и изготавливал. У сына была уверенная рука, был хорошо развит глазомер и чувство пропорций. Как то взяв серебряный карандаш ювелира, который нельзя было подправить, и глядя в зеркало, Альбрехр нарисовал свой портрет, что было достаточно сложно, так как нужно было постоянно переводить взгляд, то на бумагу, то на зеркало. При этом не меняя положения головы и выражения лица. А закончив, подписал в верхней части рисунка: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». В те годы мальчуган даже не предполагал, что благодаря ему в европейском искусстве появится такой жанр как автопортрет. «Это трогательное лицо с по-детски пухлыми щёчками и широко открытыми глазами, — описывает первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель Брион. — ... похожими на глаза хищной птицы, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице мальчика есть какая-то нерешительность и незавершенность, но нос и глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора, уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы».
3. АВТОПОРТРЕТ «ДЮРЕР ВЕЛИКИЙ» (1498 год, музей Прадо, Мадрид, Испания). «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Художник не без вызова изображает себя в итальянском наряде, изысканном и дорогом: его присборенная рубаха из белого шелка украшена у ворота золотистым шитьем, широкие черные полосы на шапочке с кистями рифмуются с черной контрастной отделкой одежды, коричневая накидка из тяжелой дорогой ткани удерживается на уровне ключиц продетым в люверсы плетеным шнуром. Дюрер обзавелся щегольской бородкой, от которой, кажется, все еще пахнет венецианскими духами, а его золотисто-рыжие волосы тщательно завиты. В Нюрнберге жена или мать прятали такие его наряды в сундук, ибо в качестве представителя ремесленного сословия, Дюрер не имел права позволять себе столь вызывающую роскошь. Этим автопортретом он заявляет: художник — не ремесленник, его положение в социальной иерархии гораздо выше. О том же говорят его прекрасные лайковые перчатки тонкой выделки. «Белые перчатки, тоже привезенные из Италии, — пишет биограф Дюрера — скрывают честные руки работника, покрытые ссадинами, порезами, пятнами въевшейся краски». Перчатки — символ его нового статуса. Дорогой костюм по венецианской моде и горный пейзаж за окном (дань уважения наставнику Джованни Беллини) — все указывает на то, что Дюрер больше не согласен считает себя ремесленником-провинциалом. Это уже самосознание не средневекового мастера, а большого ренессансного художника.
4. АВТОПОРТРЕТ В ШУБЕ (1500 год, музей Старая пинакотека, Мюнхен, Германия). Дюрер-отец, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа — так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете его сын был одет в богатую меховую шубу. Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо — лик святого. В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: «Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками». На этом холсте мастер изобразил себя фронтально — так принято было писать только святых. Прозрачный «взгляд в вечность», красота облика и жест руки подобен жесту благословения полностью уподобляет его Христу. Осознанное изображение себя в образе Иисуса на первый взгляд современному зрителю кажется дерзостью, но в те времена Альбрехт, будучи глубоко верующим и богопослушным, считал иначе. Один из современников писал: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслуживал порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
Центральное место в орнаментальных рамках занимают изображения знаменитых гравюр Дюрера.
1. ТАНЦУЮЩАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ПАРА (1514 год, музей Метрополитен, Нью-Йорк, США). После разгрома крестьянского восстания 1525 года посланцы ландграфа Филиппа обратились к Дюреру с заказом на памятник, который прославил бы в веках «великую победу». Мастер им отказал, сославшись на отсутствие опыта в создании памятников. Но получилось так, что настоящий памятник крестьянской войне 1525 года Дюрер уже давно создал. Им стала знаменитая гравюра на меди «Танцующие крестьяне». В ней Дюрер провел весь ужас кровавой и жестокой войны. Мощные, приземистые фигуры крестьянки и крестьянина образуют единую компактную группу, вырисовывающуюся темным рваным силуэтом на светлом фоне. Они находятся в бурном движении, и в то же время, кажутся недвижимыми, потому что резкое движение вперед крестьянки встречает противовес в не менее сильном порыве крестьянина в другую сторону. Фигуры будто вырастают до гигантских размеров благодаря узкой круглой полосе земли, сотрясаемой этой вырвавшейся на свободу буйной массой плоти.
2. РЫЦАРЬ И ЛАНДСКНЕХТ (1497 год, Британский музей, Лондон, Англия). Мнения искусствоведов по поводу этой гравюры расходятся: одни видят в ней иллюстрацию к евангельскому сюжету (гонитель христиан Савл на пути в Дамаск - к нему еще не воззвал голос с неба, он еще не принял крещения, чтобы под именем Павла стать истовым проповедником христианства). Другие исследователи рассматривают гравюру как вполне актуальную жанровую зарисовку. Появившиеся в Германии ландскнехты - наемные солдаты, еще сражаются бок о бок с рыцарями, однако роль последних начинает заметно ослабевать.
3. РЫЦАРЬ, СМЕРТЬ И ДЬЯВОЛ (1513 год, Кунстхалле Карлсруэ, Германия). Один из трех графических листов, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры», считающиеся непревзойденными вершинами в мировой истории гравюры. В «Памятной книжке» Дюрерa имеется запись: «Самое большое чудо, которое я видел за всю свою жизнь, случилось в 1503 году, когда на многих людей стали падать кресты, и особенно много — на детей. Из них я видел один, такой формы, как я потом нарисовал». Художник упоминал комету, которую заметил в небе, записывал свои сновидения, отражавшие и его прекрасные мечты, и ужасы, порождённые умонастроениями времени… Тогда, на рубеже XV–XVI веков, все было пронизано предчувствием конца света.
Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника полон невзгод и опасностей. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки — дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, всадник решительно следует по избранному пути.
4. НЕРАВНЫЙ БРАК (1495 год, Государственный музей изобразительного искусства, Берлин, Германия).
Тема неравного брака или брака по расчету была близка художнику. Дюрер самолично пережил эту жизненную драму, так как его женитьба на дочери богатого купца и механика, являлась браком по расчету.Однако жена Дюрера была по своему замечательной личностью, которая заслуживает отдельного рассказа.
Агнес Дюрер, урожденная Фрей, происходила из зажиточной семьи ремесленников, которые владели двумя домами на рынке Нюрнберга. Ее мать, Анна Руммель, принадлежала к роду городских патрициев и принесла своему мужу обширное приданое. Отец, Ганс Фрей, был «признанным» ремесленником (официально находился под опекой Городского совета); таким образом, их семья стояла по социальной лестнице выше, чем переселенцы Дюреры. Семья Фрейев была и более обеспеченной. Альбрехт Дюрер-старший надеялся на большие возможности этого союза. С Агнес должно было прийти сыну не только приданое, но и прочное положение в обществе.
В XV веке брак с экономической точки зрения был необходим для воспитания детей и поддержки в старости. Судьбу будущих супругов решали их родители, как это произошло и у Агнес Фрей и Альбрехта Дюрера. Они поженились в июле 1494 года, после возвращения Дюрера из его многолетнего путешествия в Италию. В мае того года ему исполнилось 23, невесте было 19. Конечно, родители вряд ли ожидали от молодых любви с первого взгляда, и, скорее всего, их вообще не волновал этот вопрос. Роли мужчины и женщины в браке четко регламентировались общественной традицией. Да и поиски личного счастья были более чужды для людей позднего Средневековья, чем для современного человека. В 1509 году пара купила большой дом в центре Нюрнберга.
Там они и поселились большой семьей, как было принято в те времена: престарелая мать Альбрехта, двое его братьев и подмастерья.Супруги виделись не так часто: за обедом или за ужином в столовой, если муж не уходил в таверну.Когда Альбрехт уезжал, Агнес сама работала в мастерской и даже обучала учеников. Кроме того, она часто служила моделью в работах мужа. Ее лицо, украшает, в том числе, знаменитый Мариинский алтарь в Дрездене.
Судя по портретам, Агнес была миловидна, но не отличалась исключительной красотой.
В последние годы жизни художник был очень болен, предположительно, малярией, которую он подхватил во время поездки в Голландию. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года. Агнес пережила супруга на 11 лет. Городской совет и император позволили ей продолжать работать в мастерской и продавать работы художника. Завещание Агнес было щедрым: кроме разрешения братьям Альбрехта продавать работы и книги художника, она завещала стипендию для учащихся сыновей ремесленников.
Очень хорошее состояние с учетом возраста. Маленькое, почти незаметное повреждение одной башенки. Внутри кружка чистая. Размеры: диаметр основания 11 см; диаметр сосуда 8 см; полная высота 22 см; высота фигурки на крышке 2,5 см; габаритный размер с ручкой 15 см. Объем 0,6 L. Вес 0,8 кг.