Обычно за каждым произведением искусства кроется колоссальный труд автора, бессонные ночи и поиски вдохновения. Стремление к созданию чего-то шедеврального и понимание, что вдохновение застряло на полпути или вовсе не навещает — это тяжелые и кризисные моменты в жизни каждого творческого человека. Предлагаю немного окунуться в историю и узнать где же черпали вдохновение и воодушевление гениальные личности. Каким же образом они стимулировали свою гениальность и что помогало им воспроизводить свои великие идеи и произведения искусства?
Весьма оригинально привлекал музу французский писатель Виктор Гюго. Для этого он закрывался в комнате и снимал с себя всю одежду. Более того, он строго приказывал своим слугам не выдавать ему вещи, пока очередное произведение не будет дописано. А знаете почему? Оказывается, автор был очень эмоциональным и в процессе творчества мог вскочить с места и бежать куда глаза глядят. Когда Гюго пришел к этому гениальному решению, его труды начали продвигаться намного быстрее. И завернутый лишь в одеяло, автор написал множество своих знаменитых романов, в том числе «Собор Парижской Богоматери».
Законодательница моды Коко Шанель свое вдохновение черпала благодаря любовникам. Она перебирала гардеробы мужчин в поисках свежих идей для своих коллекций. Благодаря ее смелости и решительности, женщины, как нам известно, открыли для себя много практичных и удобных вещей из мужской моды.
Людвиг Ван Бетховен главным врагом вдохновения считал бритву. Он был уверен, что бритье сбивает его с нужного настроя, поэтому никогда не брал в руки станок перед тем, как сесть за музыкальный инструмент. А вот мозговую активность великий немецкий композитор усиливал благодаря ведру холодной воды, которое он регулярно выливал себе на голову.
Оноре де Бальзак за свою творческую жизнь выпил более 50 тыс. чашек кофе. Именно этот напиток придавал ему сил и энергии. Перо «не шло» в руки известного писателя, пока тот не употреблял 5-7 порций бодрящей жидкости.
Рихард Вагнер, великий композитор, прежде чем усесться за сочинение музыки, раскладывал на мебели куски яркой шелковой ткани, а в процессе творчества периодически ощупывал их. Помимо этого... композитор всегда полагался на домашнего спаниеля Пепса, который руководил им в период создания произведений. У собаки был свой собственный стол возле фортепиано Вагнера, и когда у последнего возникали трудности с сочинением отрывка, он ориентировался на указания своего пса. Пепс начинал сходить с ума, когда что-то не нравилось его слуху, и Вагнер переделывал оперу так, чтобы угодить любимцу.
У композитора Александра Скрябина перед творческим прорывом всегда бывали истерики. Музыкант целенаправленно доводил себя до этого состояния мыслями о пережитой несчастной любви и страданиях.
Гениальный русский композитор Игорь Стравинский черпал вдохновение в физических нагрузках. Его излюбленным упражнением была стойка на голове, которая, по мнению музыканта, улучшала кровообращение мозга и развивала мышцы плечевого пояса.
Поэт Фридрих Шиллер, чтобы призвать музу, клал на стол перед собой гнилые яблоки. Он настаивал на том, что ему нужен запах гниющих фруктов в воздухе для того, чтобы писать, и хорошо запасался ими в ящике стола. Но самое удивительное состоит в том, что возможно Шиллер не сошел с ума. В 1985 году, исследователи Йельского Университета обнаружили, что пряные яблоки могут значительно поднять настроение и предотвратить приступы паники.
Композитору Петру Чайковскому, чтобы творить, требовались тишина и одиночество. А тот же Вальтер Скотт, напротив, предпочитал работать в окружении играющих в шумные игры детей.
«Лолиту» Владимир Набоков писал исключительно по ночами на заднем сиденье своего автомобиля, считая, что там нет ни шума, ни отвлекающих от творчества факторов.
Марсель Пруст писал роман «В поисках утраченного времени» без малого 14 лет. Чтобы полностью сосредоточиться на работе, Пруст скрылся от общества и почти не выходил из своей знаменитой обитой дубом спальни. Работал по ночам, днем спал до четырех часов. Сразу после пробуждения зажигал порошок, содержащий опиум, — так он лечил астму. Почти ничего не ел, только завтракал кофе с молоком и круассаном. Писал Пруст в постели, пристроив тетрадку на коленях и подложив подушки под голову. Чтобы не уснуть, принимал кофеин в таблетках, а когда приходила пора спать, заедал кофеин вероналом. По всей видимости, мучил он себя намеренно, считая, что физическое страдание позволяет достичь высот в творчестве.
Английская писательница Шарлотта Бронте, автор знаменитой «Джен Эйр», постоянно отвлекалась от писанины и направлялась на кухню... чистить картофель. «После этого приземленного занятия я приступаю к делу с новым мощным приливом творческих сил», - объясняла она своим близким.
Поэт Иоганн Вольфганг Гете однажды признался, что отдает предпочтение писать исключительно карандашом — мол, брызги чернил и скрип пера в зародыше уничтожают задуманное произведение. Писатель работал только в герметически закрытом помещении, без малейшего доступа свежего воздуха.
Австрийский композитор Йозеф Гайдн будил в себе вдохновение, рассматривая алмазное кольцо на пальце. «Без этого ритуала музыка ко мне не приходит», — жаловался он друзьям.
Сальвадор Дали, известный всему миру благодаря своим необычным картинам, практиковал оригинальную методику. Он устраивался поудобнее в кресле, при этом держа в одной руке ключ. Далее художник «отпускал» свои мысли в свободное путешествие. В тот момент, когда он погружался в сон, ключ выпадал и будил его. Таким образом, мир увидели многие из его сюрреалистических произведений.
Немецкий композитор Иоганнес Брамс для вдохновения постоянно без надобности чистил обувь.
Бенджамин Франклин, садясь за работу, запасался огромным количеством сыра.
Когда английская поэтесса Эдит Ситуэлл была маленькой девочкой, родители запирали ее в железном каркасе для того, чтобы выпрямить ей позвоночник. Ситуэлл ненавидела их за это, и даже повзрослев и став знаменитой, редко разговаривала со своими родителями. Те бесчисленные часы, которые она провела заключенной в железном каркасе, повлияли на нее. Будучи взрослой Ситуэлл просыпалась каждое утро и лежала в гробу, для того, чтобы совершенствовать состояние покоя. Через несколько часов она чувствовала себя достаточно спокойно и воодушевленно для того, чтобы писать стихи.
Древнегреческий оратор Демосфен рано понял, что ему сложно усидеть за столом, занимаясь написанием чего-либо. Ему часто хотелось надеть сандалии и отправиться в город. Но Демосфен придумал способ заставить себя работать. Когда у него возникала охота к перемене мест, он сбривал волосы на одной половине головы. Зная, что он выглядел слишком глупо для того, чтобы уйти из дома, Демосфен мог концентрироваться на работе следующие несколько месяцев или пока не отрастали волосы.
С днем творчества и вдохновения!
Если есть желание, делитесь своими особенностями созидательных процессов :)