ДЛЯ ИСТИННЫХ ВЕРУЮЩИХ, УВЛЕЧЕННЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ-ГУРМАНОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОКРУЖАТЬ СЕБЯ ВЕЩАМИ ТОЛЬКО ЭКСТРА-КЛАССА.
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или «Сreatio ex Nihilo». Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира. Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии, не было ничего! Мир был сотворен Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.
Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов. Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 году до нашей эры. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому в Книге Бытия есть две истории сотворения мира. Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга, но есть и явные различия в стилистике. Текст по жреческому кодексу четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, отделенных фразами «и был вечер, и было утро: день …».В первые три дня творения четко просматривается акт разделения: тьмы от света, воды под твердью от воды над твердью, воды от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал. Вторая глава по яхвисту имеет более плавный, повествовательный стиль.
Монументальное панно «Сотворение мира» — эксклюзивное изделие, одна из жемчужин оловянной коллекции компании SKS Zinn, Германия, (не путать с немецко-австрийской Artina SKS), изготовленное предположительно в 70-х годах ХХ века. Олово, художественное литье, чернение, ручная работа. Подлинность подтверждена фирменным клеймом производителя.
Потрясающие по точности и мастерству исполнения барельефы и элементы декорирования оставляют глубокое впечатление. Оформление этого изделия настолько грандиозно, что, несмотря на наличие подробного фотоматериала, заслуживает детального описания.
Панно в виде тарелки с углубленной центральной частью и широким бортом. Периферия условно разделена на семь частей, в каждую из которых «вставлена» одна из сцен сотворения мира, с дня первого по день седьмой. Эти барельефы выполнены по иллюстрациям к «Ветхому завету» немецкого художника Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. В центре барельефное изображение знаменитой потолочной фрески Микуланжело «Сотворение Адама», созданной великим мастером в 1508-1512 годах при росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Под изображением надпись «DIESCHОPFUNG» — ТВОРЕНИЕ. На тыльной стороне в орнаментальных рамках цитаты из ветхого завета, описывающие деяния Бога в каждый из дней сотворения мира.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет; и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день первый.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом; и увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша; и стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями; и увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле; и стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов, и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю; и стало так. И создал Бог два светила великие, светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной; (и стало так). И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее: и увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их; и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его.
«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве, окруженный бескрылыми ангелами, летит Бог-Отец в реющей белой тунике. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается ее. Лежащее на зеленой скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически перед нами предстает не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
«Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Нагому, простертому на вершине горы, прекрасном созданию Бога-Творца не достает еще дыхания жизни. Но вот, несомый облаками, спускается с небесных высот Создатель. Лик Его прекрасен, самое движение легко и свободно. При одном Его приближении тело уже начинает оживать. Первый человек пробуждается, еще неясно сознавая свое существование, он невольно всем телом тянется к Богу. Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти.
Создатель великолепных иллюстраций к Ветхому завету немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Schnorr von Carolsfeld) (1794-1872) родился в Лейпциге, в семье живописца. Основательно подготовленный отцом, в 1811 году поступил в Венскую академию художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от направления ее школы. В 1817 году Юлиус отправился в Италию, жил сначала Флоренции, а затем в Риме. Там, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда», в которых высказались его вдумчивость, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти художника вышло несколько картин, написанных масляными красками. В 1827 году художник был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в художественной академии. С этого времени наступил второй период деятельности, в котором, возложенные на него работы, дали таланту возможность показать себя в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и изобразить в трех других залах главные эпизоды из жизни Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, недовольный тем, что его не назначили директором академии Мюнхена, принял приглашение быть профессором Дрезденской академии и директором местной галереи.
После переезда в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление творчества значительно изменилось. Он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание «Библии в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 годах, принесло художнику огромную популярность не только в Германии, но и в других странах. Оно содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве, — композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому завету, бесподобны в своем роде. Выйдя в 1871 году в отставку, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд провел конец своей жизни на покое, в Дрездене, где и был похоронен.