Наконец то мне удалось поехать в Париж на выставку «Альфонс Муха» в Музее Люксембурга.
Кто знает ассортимент моих магазинов, поймёт меня, как важно для меня было увидеть эту выставку, ведь я являюсь ярой поклонницей стиля Арт нуво.
А до закрытия выставки осталось совсем немного дней, так что я поспешила поехать в Париж!
Людей было очень много, мне даже пришлось более часа стоять в очереди, чтобы туда войти.
Музей Люксембург — это совсем небольшой музей, и его залы просто ломились от народа!
И не всегда можно было сделать хорошие фото, занять место прямо напротив великих творений Мухи, поэтому фото не всегда удачные, но зато они сделаны мной лично с оригиналов и на этой выставке!
Я не хотела бы пересказывать биографию Альфонса Мухи, а скорее остановиться на некоторых этапах в его творчестве, которые меня особенно заинтересовали!
1. Альфонс Муха и «Божественная Сара»
В 1888 году Муха переехал в Париж, обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.
Вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар!
Один телефонный звонок изменил жизнь Альфонса Мухи окончательно и бесповоротно.
Случилось это 26 декабря 1894 года, когда художник, заменяя своего приятеля, подрабатывал в театре Лемерсье.
Директору издательства де Брунофу позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для ее нового спектакля «Жисмонда».
Все штатные художники были на рождественских каникулах, директор в отчаянии посмотрел на Муху.
Отказывать Божественной Саре было нельзя.
Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью.
Нарисованная Мухой афиша произвела фурор в дизайне плаката. Поражал как ее размер (около 2 м на 0,7 м), так и новый авторский стиль. Коллекционеры дрались за каждую копию плаката, даже срезали их с заборов. Муха прославился за одну ночь.
Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги.
Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Когда Сара Бернар увидела эту афишу, она сказала Мухе: «Ах, как это красиво! С этих пор вы работаете для меня и рядом со мной! Я уже вас люблю!»
Сара заключила 6-летний контракт с Мухой на разработку дизайнов афиш, костюмов, украшений и декораций для ее спектаклей.
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачео» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Действительно, после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.
Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете. Скорее, это было покровительство, в чём-то, может быть, сродни покровительству старшей сестры. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
Дорогой Муха, — писала Бернар художнику в 1897 году, — просите меня, чтобы я Вас представила обществу. Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха. Сара Бернар.
Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар — 50 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Муха восхищался Бернар как актрисой, даже когда ей было за шестьдесят. В те годы Муха жил в США, а Сара Бернар приезжала в эту страну на гастроли. Они не раз встречались, и об этих встречах Муха непременно писал своей невесте Марии Хитиловой, заверяя, что между ним и Бернар всегда были лишь приятельские отношения.
2. Роковые женщины Альфонса Мухи
В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах.
Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы.
Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные — они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.
Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины.
Она как будто застыла между миром людей и миром богов.
Она — полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы!
На выставке были представлены банки с печеньем с рисунками Мухи, а также мыло и духи.
И когда я смотрела на эти витрины, то услышала голос одной пожилой француженки, она обращалась к своей подруге: «Помнишь это печенье, его продавали ещё не так давно, да и мыло я такое ещё помню!»
Это же надо, что есть такие ещё люди, которые помнят, как покупали печенье в банках с прекрасными рисунками Альфонса Мухи!
В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций — от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги.
Кроме того, Муха заключает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.
В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль — Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения.
Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».
Творения Альфонса Мухи поражают, его стиль отличается от всех других, сочетания цветов необычны, узоры сложны, в них гармонично переплетаются различные культуры, кельтские, исламские и славянские мотивы. От красоты женских лиц и тел невозможно оторваться, мне всё время хотелось вернуться в начало выставки и просмотреть её снова! Хорошо, что можно было в магазинчике при музее выбрать различные красивые книги об Альфонсе Мухе, и перелистывая страницы этих книг, можно попасть в сказочный мир, созданный этим замечательным художником!
У меня накопилось достаточно много информации и различных фото об Альфонсе Мухе, я думаю, будет слишком много и утомительно для одной публикации, поэтому я решила сделать её из двух частей, на этом закончу 1 часть, но будет и продолжение.
Если вам понравилась моя публикация, нажимайте на «лайки» и пишите мне комментарии, так я буду знать, что эта тема вам интересна.
Ваша Анна Симон.