Нынче в Петербурге ясно и ветренно. Довольно типичная погода для питерской весны. Влюблённые парочки, облюбовавшие нагретые весенним солнцем парковые скамейки, жмурятся и млеют, задрав к пронзительно голубому небу свои бледные, и очень довольные жизнью физиономии. Кое-где уже проклюнулись крокусы, а коты распушили усы и хвосты и деловито снуют из одного двора в другой, видимо подыскивают рублёвое место для ночного концерта. Город сбросил с себя снежную меховую шубу, и только шершавые языки наледи, ноздреватой, изъеденной грязной ржавчиной, то тут, то там вцепились в разопревший на солнце газон, и держатся из последних сил, не желая сдавать позиции.
А вот меня сегодня занесло на станцию метро "Нарвская" которая, впрочем как и всегда, поразила меня своей нарочитой помпезностью и советской пафосностью.
Она была открыта в 1955 году и должна была стать самой сталинской станцией метро в СССР и носить имя "Сталинская". В связи с этим обстоятельством суровое лицо Отца Народов было воплощено во всех возможных формах изобразительного искусства и взирало на советских граждан буквально отовсюду. Раз - круглая скульптура Иосифа Виссарионовича в центре зала, два - барельефы на стенах, три - огромное мозаичное панно в холле станции, четыре - фреска, бог его знает где и, внимание!, апофеоз - большая скульптурная композиция над эскалаторами, изображающая ИВС в окружении рабочих.
Хотя нет, апофеоз - это надпись, которая располагалась в кассовом зале: "Не исключена возможность,что именно Россия явится страной,пролагающей путь к социализму...Надо откинуть отжившее представление о том,что только Европа может указывать нам путь". И.В.Сталин".
Представляете, идёшь себе на работу, а здесь такой перл...
Однако во время хрущёвской оттепели Сталина потихоньку сместили с постаментов и демонтировали со стен, отправив, если и не на свалку истории, то, хотя бы, в кладовку.
Итак, нынешняя "Нарвская". Над эскалатором великолепный образчик советского скульптурного творчества - композиция "Слава труду!", правда от вождя, как вы помните, осталось пустое место ) Внизу - традиционные серп и молот на пилонах, изящно размещённые в лавровом венке. Ну и 48 горельефов с двенадцатью повторяющимися сюжетами (рабочие, крестьяне и интеллигенция во всём своём профессиональном величии - типично для СССР).
Правда не обошлось дело без анекдотов и шуток-прибауток, на которые советский народ, не очень-то жалующий "партейный пафос", всегда был щедр - одну из скульптур (мужчина скромненько припрятывает мешок за спину) местные жители нарекли "несуном".
А что, похож!