У духов всегда было влечение к людям, и причины этого до сегодняшнего дня остаются темой для разнообразных спекуляций. Несмотря на то, что духи лишены телесности как таковой, они нуждаются в сексе. Сильные людские эмоции являются их пищей и позволяют им сохранять форму и идентичность, из чего можно предположить, что духи стремятся к сексуальным контактам с нами потому, что во время любовного акта разум предельно сфокусирован, а эмоции очень интенсивны. Совершенно очевидно, что духи получают удовольствие при этом. Каким же образом духи, лишенные физических тел, способны к сексуальному наслаждению? Возможно, они делают это опосредованно, извлекая удовольствие из ощущений и переживаний партнера. Точно так же они наблюдают за нашей жизнью с помощью наших же органов чувств, поскольку своих обственных органов чувств у них просто нет. Спиритуалисты, теософы и современные розенкрейцеры выдвигают еще одно объяснение. Согласно этой теории, секс всегда происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Даже при условии того, что бестелесные духи не в состоянии непосредственно испытывать физические переживания, они могут наслаждаться высшей, духовной составляющей сексуального союза — той его частью, которую люди обычно не замечают, поскольку полностью поглощены телесным. Эта теория также объясняет, почему эротический контакт с духами обычно бывает столь продолжитлен и зачастую не подразумевает физиологического оргазма. Оргазм знаменует конец полового акта и поэтому является тем событием, которого дух пытается изо всех сил избежать. Дух получает удовольствие от возбуждения, предшествующего оргазму, поэтому, руководствуясь своими личными интересами, он стремится максимально усилить возбуждение и поддерживать его до тех пор, пока тело его партнера способно такое напряжение выдержать. Во время соития с духом удовольствие пронизывает все тело, и это можно сравнить разве что с действием наркотика. При этом ощущения сосредоточены отнюдь не на половых органах, хотя и они испытывают сильнейшее возбуждение. Эта смесь сладости и вожделения заполняет все тело; спина прогибается, ноги сплетаются, и все пребывает в напряжении. Это ощущение волнообразно, причем продолжительность каждой волны составляет несколько минут. После наступает усталость и сонливость. Если половой акт с духом продолжается несколько часов, то может вызвать нервную реакцию — дрожь и вибрацию всех нервных окончаний. Некоторых читателей может насторожить столь серьезное отношение к сексуальному союзу физического существа с духом. Однако изучение литературы, посвященной духам-помощникам, показывает, что подобное не только возможно, но и весьма часто случается в жизни людей. Упоминания о половой связи с духами можно найти в самых древних документах; они присутствуют в мифах и, по всей видимости, началом своим имеют возникновение человечества. Конечно, мифы не стоит понимать буквально, однако к ним нельзя относиться как к простому вымыслу, поскольку любая мифология всегда основана на фактах. Первым духом-помощником, упоминающимся в иудейско-христианской мифологии, является демоница Лилит, которая, как гласят некоторые легенды, была первой женой Адама. В «Устной Торе» говорится, что прежде Евы из ребра Адама Бог создал из глины женщину по имени Лилит, чтобы она стала сексуальной партнершей Адама, поскольку «нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). Глина, из которой были сотворены Адам и Лилит, не была материальной; это была духовная сущность глины. Лишь после изгнания из Рая Бог дал Адаму с Евой тела из плоти и крови, что же касается Лилит, то она так и не получила тела, поэтому ее сущность осталась нематериальной, каковой она была в Раю. Это случилось оттого, что Лилит завела спор с Адамом. Во время секса она отказывалась лечь снизу, считая это формой подчинения. Адам возразил ей, утверждая, что она действительно ниже его по рангу, поскольку сотворена второй. Лилит настаивала,что они равны и оба сотворены Богом из праха земного и что у нее столько же прав быть сверху, сколько у Адама. Этот эпизод отражает реалии секса с духовным существом. Когда дух посещает человека в постели, он обычно ложится сверху и прижимается грудью, ногами или лицом к человеку, которого хочет возбудить. Иногда дух ложится рядом, но такое случается все же несколько реже. Устав спорить с Адамом, Лилит пришла в ярость и произнесла запретное четырехбуквенное имя Бога — Тетраграмматон — в качестве проклятия и исчезла. Адам пожаловался Богу, и тот послал трех ангелов — Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, чтобы те вернули Лилит в Эдем. Ангелы-посланники нашли ее в водах Красного моря, но Лилит отказалась вернуться. Три посланника грозились ее утопить. Чтобы откупиться от них, Лилит поклялась силой Тетраграмматона впредь оказывать уважение именам и образам этих ангелов, если увидит их на амулете. В ее силах было забирать жизнь у новорожденных, но Лилит обещала хранить младенцам жизнь, если те имели амулет, посвященный трем ангелам. Кроме того, она поклялась убивать сотню своих собственных детей-демонов каждый день. Три ангела не вернули Лилит к Адаму, что должны были сделать по приказу Бога. Отсюда следует интересный вывод — они не смогли вернуть ее, уступив перед ее могуществом. Все, что им оставалось — заключить с демоницей сделку. Один из авторов сборника каббалистических текстов «Зогар» считал, что Лилит изначально была прикреплена к боку Адама, но Бог отпилил ее, одел в свадебный наряд и привел к Адаму в качестве подарка. Вот что он пишет: «В одной древней книге я обнаружил, что это относится к первозданной Лилит, которая была с ним и зачала от него, но не стала его подругой»*. В других еврейских легендах говорится, что Лилит была частью облака из тысячи злых духов, которое прикрепилось к левому боку Адама в момент его сотворения. Это демоническое облако отстало от Адама,когда Бог на него прикрикнул. Из этого мы узнаем, что Лилит и подобные ей духи повинуются произнесенным приказам, призывающим божественную власть. Интересны различия между Лилит, первой любовницей Адама, и Евой, его подругой и женой, родившей ему детей. У Адама было две жены и, пребывая в Эдеме,а возможно, и после изгнания из райского сада, он вступал в сексуальные отношения с обеими. Однако с духовной женой он занимался сексом ради удовольствия, а целью секса с Евой было получение потомства. Говоря о двух женах Ламеха (Быт. 4:19),иудейский комментатор Библии Раши (1040–1105) описывает брачные приготовления,которые современному человеку покажутся весьма странными:Таков был обычай у поколений до Потопа. Одна жена была плодовитой и умножала потомство, а другая была для удовольствия. Той, которая была для удовольствия, давали испить чашу яда, чтобы она стала бесплодной, и ее украшали как невесту и кормили самыми лучшими яствами. А ее партнер беспокоился и скорбел, как вдовец. Понятно, что у Раши не было никакой возможности получить достоверные сведения о брачных обычаях, существовавших до библейского Потопа. Сообщение о двух супругах Ламеха можно интерпретировать как завуалированную ссылку на существование физической жены и духовной жены. Однако если Раши был прав и Цилла, одна из спутниц Ламеха, была бесплодной — то есть неспособной рожать смертных, — то ее дети Тувалкаин и Ноэма, упоминаемые в Библии, должны быть духовными существами. Смертная жена рожает смертных, а духовная приносит духовное потомство.Дух не способен выносить и родить ребенка из плоти и крови, хотя может войти в тело новорожденного (даже эмбриона) и овладеть им. Именно так эту ситуацию понимали каббалисты. Цилла была духом-помощником Каина, а не женщиной в физическом смысле.
Ведьмы и их духи-помощники
Сексуальные отношения ведьмы со своим фамильяром восходят к шаманизму. Дух- помощник вступает в любовную связь с ведьмой надолго, а иногда и на всю жизнь, одновременно выступая в качестве учителя или, наоборот, слуги. Дух-учитель является эквивалентом айями шамана и имеет более высокий ранг и положение. Слуга эквивалентен сивен шамана, ранг его ниже, возможности ограничены. Дух-учитель пользуется любовью и уважением, к духу-слуге ведьма может испытывать те же нежные чувства, что и к любимым животным. В своей книге «De praestigis deamonum», впервые опубликованной в 1563 году, демонолог Иоганн Вейер пренебрежительно писал о духах-помощниках ведьмы, желая продемонстрировать несостоятельность ведьмовства: «У них также нет предписанных формул, которым они следовали бы в своем колдовстве, и, в отличие от многих магов, они не заботятся о том, чтобы им прислуживали демоны, заключенные в драгоценном камне в кольце или в кристалле»*. Взгляды Вейера не нашли поддержки у остальных демонологов, которые на многочисленных примерах доказывали, что ведьмы часто держали при себе фамильяров в качестве слуг и любовников, причем эти духи обычно заключены были в каких-нибудь сосудах или изображениях. Эту господствующую в средние века точку зрения излагают авторы печально известного «Молота ведьм» (Malleus Malefi carum) Генрих Крамер и Джеймс Шпренгер. Эта книга была написана монахами-доминиканцами как руководство для экзорци стов и охотников на ведьм; в ней подробно рассказывается о том, каким образом и на основании каких доказательств выносить обвинение в ведьмовстве, а также какие пытки применять на допросе и каким способом предавать виновных смерти. «Молот ведьм» — скверная книга, однако она базируется на многочисленных свидетельствах обвиняемых, и эти материалы дают немало достоверной информации. Крамер и Шпренгер считали совокупление подозреваемых в ведьмовстве и духов, которых они называли инкубами, неотъемлемой частью ведьмовства. Их точка зрения основывалась как на древних сочинениях, так и на свидетельствах их подсудимых современниц. Но эта теория, согласно которой современные ведьмы заражены дьявольской мерзостью, основана не только на наших убеждениях: свидетельства самих ведьм заставляют верить во все эти вещи; в наше время, в отличие от прошлого, ведьмы не являются невольными жертвами, они охотно и добровольно предаются этому мерзейшему и отвратительнейшему служению. Иначе почему же мы передали так много женщин для наказания светским судам в различных епархиях, особенно в Констанции и городе Ратибоне? Эти женщины предавались мерзостям, начиная с двадцатилетнего возраста, а некоторые даже с двенадцати и тринадцати лет; и это всегда сопровождалось полным или частичным отказом от веры.В этой цитате подразумевается, что в языческие времена духи и боги овладевали женщинами против желания последних, а во время написания «Молота ведьм» те отнюдь не противились объятиям инкубов. Заблуждения очевидны; так, греческая и римская литература изобилует рассказами о добровольных сексуальных союзах между смертными и духами. Примеров действительно немало (брак короля Нумы с водяной нимфой Эгерией, союз смертной женщины Психеи и бога Купидона и т. д.). В языческой литературе есть множество рассказов о девушках, изнасилованных сатирами и другими похотливыми духами, но есть и свидетельства союзов, основанных на любви. Считалось, что ведьма в состоянии постоянно видеть своих призрачных любовников, которые остаются незримыми для прочих людей, даже в момент, когда ведьма предается любовным утехам с духом. Священники утверждали, что эти духи обладали телами, состоящими из стихии Воздуха, которые частично уплотнялись за счет концентрации паров воды, извлеченной из земли. Иногда можно заметить, как инкуб после полового акта поднимается из тела ведьмы в виде столба плотного черного пара высотой в человеческий рост. Те редкие мужья, которым довелось стать свидетелями того, как инкуб в облике мужчины занимается любовью с их женами, принимали его за обычного смертного. Когда муж нападал на любовника, его меч не встречал никакого сопротивления, проходя сквозь тело, как если бы оно состояло из тумана, а инкуб неожиданно исчезал. Крамер и Шпренгер писали о том, что следует различать поддельные тела духов от настоящих человеческих тел, в которые духи временно проникают. По мнению авторов, возможно и то и другое. Поддельное тело является лишь формой, в какой дух предстает перед людскими взорами, тогда как занятое духом тело — живое. В качестве примера священники ссылаются на библейскую валаамову ослицу, в которую вошел ангел, говоривший с Валаамом. «Нужно сказать, что такие тела называются не поддельными, а захваченными. См. Труды Фомы, II. 8, „Обладают ли ангелы поддельными телами". Крамер и Шпренгер полагали, что инкубы совокупляются с ведьмами в поддельных телах, но ни один из их аргументов не исключает того, что духи могут делать это, захватывая и чужие тела, если им того хочется. Похоже, что священники не рассматривали также и вероятность того, что инкуб может иметь связь с ведьмой, овладев ее собственным телом. Однако духи способны войти внутрь человеческого тела и изнутри поглаживать мышцы, нервы и органы. Подобные ощущения могут быть очень интенсивными и не похожими на обычные прикосновения. Это может вызывать совершенно уникальное чувственное наслаждение, недоступное при обычном сексе. Также иногда духи занимаются любовью с людьми, овладев одной или обеими руками своего партнера и используя руки для того, чтобы ласкать его и доставлять ему наслаждение. Подобная концепция могла казаться священникам непонятной или не заслуживающей упоминания, однако она предлагает разумное объяснение тому, каким образом женщина отдается невидимому любовнику. Считалось, что у инкубов нет своего собственного семени. Вместе с тем существовала теория, что прежде чем заняться любовью с молодой и способной к зачатию ведьмой, они в качестве суккуба (то есть в женском обличье) посещали мужчину и крали у него семенную жидкость, чтобы ею оплодотворить женщину. По мнению авторов книги, все это делалось для того, чтобы погубить ее душу. Однако авторы высказали и другое преположение: инкубы прибегали к подобной уловке, чтобы преумножить число ведьм, преданных злу уже с момента зачатия. Здесь кроется намек на то, что дети, рожденные вне брака, несли, по мнению Церкви, в течение всей своей жизни печать порока или проклятия и, следовательно, обладали склонностью к ведьмовству. Впрочем, считалось, что даже законнорожденные дочери ведьм тоже с большой вероятностью становятся ведьмами. Изначально инкубами (название которых происходит от латинского слова incubare — «возлежать сверху» назывались духи, которые приходят в ночных кошмарах, вызывая у человека ощущение давления на живот и грудную клетку. Подобное чувство тяжести сопровождает все визиты подобного духа, и нередко случается так, что ночные кошмары превращаются в эротические сновидения. Духи, которые приходят к спящим мужчинам и женщинам и вызывают у них сексуальное возбуждение, — это духи-насильники, поскольку у В средние века термин «инкуб» распространили на всех сексуальных духов в мужском обличье. Сексуальных духов-женщин стали называть суккубами (от латинского слова succubare — «возлежать снизу». Поскольку любой дух, независимо от облика, обычно ложится сверху, термин «суккуб» представляется весьма сомнительным, но он уже так давно прижился в эзотерической традиции, что отказываться от него нет смысла. Согласно Крамеру и Шпренгеру, инкуб может по своему желанию превращаться в суккуба с целью возлечь с мужчиной и похитить его семя. Демонологи полагали, что инкубы и суккубы — духи зла, единственной целью которых является растление человеческих душ. Концепция беса, состоящего при ведьме, то есть духа-прислужника, повинующегося ее приказам, в современном виде сформировалась только к концу XVI века; инкубов считали не духами-помощниками,а исключительно слугами дьявола. Однако если воспользоваться определением фамильяра, данным в начале главы 2 («дух, поддерживающий длительные отношения с человеком, о которых тот знает, хотя и не обязательно доволен таким положением вещей», то инкуб может считаться фамильяром, если он, как это очень часто бывает, регулярно посещает ведьму. Людовико Мария Синистрари (1622–1701), монах-францисканец и известный демонолог, придерживался совершенно противоположного взгляда на отношения людей с инкубами и суккубами. Изучив множество случаев сексуальной одержимости духами, некоторые из которых он наблюдал воочию, этот монах пришел к выводу, что инкубы и суккубы не могут быть воплощением зла, так как, по его наблюдениям, они не повиновались приказам католических экзорцистов и не демонстрировали никакого уважения к священным атрибутам. Синистрари видел, что все усилия изгнать духов из женщин, которых те желали и с которыми вступали в половую связь, были абсолютно несостоятельны. Если бы эти духи были слугами Сатаны, они повиновались бы имени Иисуса Христа, которое Бог сделал именем силы для изгнания всякого зла. Синистрари счел инкубов и суккубов духами смешанной природы; они не были ни ангелами, ни демонами. Эти духи населяли землю наряду с людьми с древнейших времен и стремились к сексуальному контакту с мужчинами и женщинами и даже с дикими животными вовсе не для того, чтобы навлечь на них проклятие, а исключительно ради удовольствия. Ибо если возлюбленная женщина или животное ублажит их, то эти инкубы ведут себя очень хорошо;и наоборот, они приходят в ярость и ведут себя жестоко, когда разгневаны отказом от соития. Это наглядно доказывает повседневный опыт; следовательно, инкубы обуреваемы истинными сексуальными желаниями и страстями. Кроме того, когда злые духи, совокупляясь с чародеями и ведьмами, принуждают их поклоняться демону, отрекаться от католической веры, заниматься чародейством и магией, совершать преступления — это является предварительным условием для вступления в порочный союз, как уже говорилось выше. Поскольку инкубы не предпринимают никаких действий в этом роде, они, следовательно, не являются злыми духами.
(с) Отрывок из книги Дональда Тейсона «Духи помощники и знаки силы»
(с) Изображение для коллажа было найдено на Pinterest