В наших краях на севере Таиланда, есть не только серебро малых народностей, праздник летающих фонариков
и цветочный фестиваль, о которых мы уже писали :)
Примерно в сорока минутах езды на запад от Чиангмая, следуя деревянным указателям,
за рисовыми полями и бамбуковыми зарослями, можно найти совершенно волшебное место!
Там рождаются невероятные скульптуры и статуэтки из дерева.
Когда-то это было рисовое хранилище, теперь — музей и мастерская, Ban Jang Nak.
Первый слоник — с человеческий рост — встречает у ворот мастерской. Выполнен очень натуралистично.
Здесь трудятся мастер Пек Вирия и группа его коллег. Тайское название Ban Jang Nak можно перевести как «Дом множества слонов».
Прохожу ворота, и тут — ВААХ!
ОГРОМНЫЙ слон — слонище!
Для оценки размера, посмотрите на домик позади. Слоник с двухэтажный дом.
На заднем плане — еще большее,
крупный слоновий предок. Четырехметровый гигантище!
Глядя на него понимаю, что в этой мастерской и щепки не пропадают.
1. Мастерская.
Прохожу дворик и направляюсь в мастерскую. Там работают резчики по дереву — настоящие волшебники!
Нет слов, чтобы передать, как круто наблюдать за процессом изнутри!
Благо, приехал в будний день, утром и других посетителей нет. Можно хоть весь день простоять тут в одиночестве :)
Слон из слонов — насчитал в нем от хобота до хвоста 120 фигурок, но потом сбился.
Типичное творение мастерской — вырезанная из цельного куска дерева объемная композиция.
Слоны очень пластичные. Практически живые, со своими характерами.
Чтобы вы лучше понимали ситуацию и мой восторг — следующая фотка это то, как выглядят слоновьи поделки в среднем.
Грубовато-простые, либо проработанные детально, но в статичных позах.
Милые и трогательные, но условные в своей проработке слонятки.
Взять кусочек дерева, неприметную коряжку, поковырять ее ножиком и найти внутри... слона.
Ну разве это не волшебно?!
Мастера заняты своими делами. Кто-то пилит, кто-то шлифует. Всего, вижу человек десять.
Один из мастеров-резчиков за работой.
Инструменты для резки по дереву.
Знаете выражение — бить баклуши?
В русском языке, это означает — делать грубые заготовки для деревянных ложек. Как-бы, плевое, не требующее усилий занятие.
Вот интересно, есть ли у них в тайском какое-то похожее выражение для деревянных заготовок слоников.
Та ситуация, когда ты дерево, выросшее в мастерской
Милашка на заднем плане еще раз напоминает, что и щепки здесь не пропадают.
Наверное, это Чупакабра.
Готовые работы в окружении деревьев смотрятся так естественно, будто живут здесь.
На заднем дворе мастерской стоят готовые работы — слоники, мамонт, разная другая живность помельче — свинки, лошадки, коровки. У свиней яйца покрашены в золотой цвет (шок-контент). Видимо, к удаче.
Рабочий эскиз слона. Судя по чертежу, малыш будет 3 метра и 25 см ростом.
Мастер по педикюру за работой.
Следующий этап — черновая покраска.
Готовая скульптура поражает натуралистичностью и вниманием к деталям.
Подумалось, если бы Огюст Роден делал слонов, он бы делал их именно так...
2. Музей.
Млечный путь отлично передает мое суммарное ощущение от всего увиденного. Тысячи слонов!
Прохожу на второй этаж, к экспозиции музея. Картины, скульптуры, фотографии. На стене висит пожелтевшая вырезка из газеты — интервью с мастером. Вот ее примерное содержание.
«Живу здесь всю жизнь», говорит мастер Пек. — «Галерею открыл в 1984 году. На первом этаже работаю и обучаю деревенских молодых людей. Здесь они получают опыт и умения для заработка на жизнь.»
Мастер Пек сам прошел пусть от простого деревенского юноши до Мастера, учителя и хозяина мастерской.
Он родился в небогатой фермерской семье, после 4х классов (минимальная учебная программа) покинул школу, чтобы помогать родителям в рисовых полях. В поисках заработка, помимо фермерского труда, в восемнадцать лет он начал заниматься резьбой по дереву и добился в этом потрясающих результатов.
Но, обо всем по порядку.
Мастер Пек — основатель мастерской — за работой.
Когда юноше было 18 лет, в деревню приехал Учитель, Кру Кам-ай, отправленный сюда для поддержания традиционных ремесел. Юный Пек с детства хорошо рисовал, а на мастер-классах он получил основы резки из дерева.
«Мы вырезали, в основном, слонов — потому что они важный символ Севера. Это были традиционные формы — стоящих или несущих бревно слонов.»
На следующие четыре года Пек поступает в ученики к Кру Кам-айя, и путешествует с ним по северу Таиланда.
Позже, подрабатывает как свободный художник — выполняет небольшие заказы по резке.
Одновременно с этим, уже во взрослом возрасте, заканчивает полную школьную программу.
Мне очень понравились женские портреты, выполненные мастером.
До них, в моем восприятии он был больше «Резчик по дереву», чем «Художник».
В 1982 году наставник Кру Кам-ай уходит на пенсию и Пек становится вместо него инструктором по резке дерева.
А через два года, с друзьями, основывает собственную художественную группу.
Он экспериментирует с формой, уходя от традиционных статичных поз, пытаясь добиться жизни и реалистичности в своих работах.
В этих поисках художник проводит много времени изучая слонов в зоопарке Чиангмая, на фермах и тренировочных центрах Лампанга, делая зарисовки и фотографии.
«Я собрал, наверное, все книги о слонах, которые только смог найти в Таиланде» — смеется мастер.
Особенно мне интересно делать слонов в полную величину — в них столько деталей. Величина самой большой скульптуры 2,6 м (примечание — на момент написания статьи в газете). А самый маленький слоник — с ноготь мизинца.
Со временем, выработалась схема работы с большими объектами.
Мастер Пек делает эскиз скульптуры или рисунок на поверхности дерева, далее передает черновую работу группе из 3 - 4 человек. Финальные детали доводит сам мастер.
Полный процесс изготовления фигурки высотой 15 см занимает около недели, — говорит Пек.
Кроме развития собственной школы резки, мастер Пек был еще одним из первых, кто стал применять кассию, вместо традиционного (и редкого) тикового дерева.
Кассия (древесина Венге) — дерево из большого семейства бобовых (как, например, акация). На севере Таиланда растет повсюду — вдоль дорог, в городе, вдоль полей. У него крупные (40 - 50 см — с локоть) стручки и ярко-желтые и оранжевые цветы. В жаркий сезон эти деревья ярко цветут, становясь украшением высохших пейзажей.
«Я стал изучать возможность использования какого-либо другого вида дерева, вместо тика» — говорит мастер. «Вокруг полях видел множество стволов кассии. Для фермеров эта древесина была бесполезной — только на костры.»
На удивление, кассия прекрасно подошла под стиль работы. Свежесрезанная, древесина выглядит светлой. А после обработки и окисления на воздухе, древесина темнеет, естественным образом приобретая цвет близкий к слоновой коже. Даже не нужно красить.
Древесина кассии жесткая и вырезать из нее сложно. Зато преимущество — плесень, термиты и жуки в ней не заводятся.
«На создание полноразмерной скульптуры слона уходит не так много дерева. Скульптуры внутри полые — мы собираем их из кусочков» — говорит скульптор.
Готовые работы на продажу.
«Слоны — восхитительные создания. Я живу и дышу мыслями о них. Однажды, даже думал о том, чтобы вырастить у себя одного. Но, изучив вопрос ближе, увидел, что городская среда будет совсем не подходящей. Слонам нужны просторы — леса, где они могут свободно перемещаться. Кроме того, это непростая задача, ежедневно найти слону 200 кг еды.»
Слоньянь.
Реалистичность готовых скульптур сбивает, порою, с толку.
Однажды в полицию обратился британский природозащитник, который заметил и сфотографировал слоновьи туши и бивни в кузове грузовика. Он решил, что напал на след браконьеров. А это оказались работы мастера Пека.
— Планируете ли вы передать свой бизнес и искусство резки детям, мастер Пек?
«Я обучил рисованию обеих своих дочерей. Обе из них получили награды за свои рисунки со слонами» — гордо отвечает мастер.
Большинство работ мастерской уходит в Бангкок, музеи и частные коллекции. Много скульптур отправляются для украшения офисов и ресторанов. Ежегодно, группа устраивает выставку и аукцион в Бангкоке. Часть денег уходит в фонд поддержки слонов.
К сожалению, в Таиланде до сих пор есть нелюди, которые колечат слонов ради забавы — катания туристов в специальных «каретах». Носить на себе такое устройство — противоестественно для слонов. Чтобы они были покорные, их колечат в детстве и безобразно эксплуатируют всю жизнь, — множество информации об этом есть в интернете.
К счастью, есть люди, которые посвещают жизнь защите, лечению и уходу за такими слонами.
Но это совсем другая история.
Слева, скульптура Ганеши. Справа — скульптурные портреты крестьян.
Слоник в супергеройском образе.
Эта история — продолжение нашего большого цикла «
Фотографии и впечатления авторские.
Если вам понравилась статья — напишите об этом в комментарии, — мы будем знать, что не зря старались :)
Удачи вам и вдохновения!
С искренним теплом,
с самого севера Таиланда,
Вадим и серебряная команда.
p.s. Если у вас будут вопросы или желание поделиться этой информацией — пожалуйста пишите мне в личку :)
Мы рады общению и сотрудничеству.