"Одна голова хорошо, а восемь рук было бы лучше", - подумала я, начиная очередной трудовой день. Именно поэтому и решила поделиться опытом продаж на этом ресурсе. Скорее всего, данный опус станет полезным тем мастерам, кто в своём магазинчике от начала и до конца всё делает сам. Потому что в силу каких-либо причин, материальных или психологических, просто не может передоверить другим даже части своей работы.
Вот и получается, что ты и мастер, и маркетолог, и копирайтер, и продавец, и на дуде игрец…
Начну с того, что заниматься рукоделием я начала не в день регистрации на портале. К тому моменту уже кой-чего умела. И опыт интернет-продаж был. Манюсенький, правда, но был. Но всё чего-то не хватало. То ли упорядоченности мыслей, то ли пенделя волшебного, то ли солнечного дня за окном… Мне просто не хватало Ярмарки Мастеров!
У всех разный путь, который привёл их на этот сайт – кто-то пришёл от отчаяния и с последней надеждой, кто-то - с интересом и любопытством, а кто-то - в поисках реализации своих творческих способностей. А цель почти у всех одна и та же - что-то продать. И вот уже на протяжении двух лет, углубляясь в дебри интернет-продаж "с головой", я поняла, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Давайте разбираться вместе...
Во-первых, Ты – мастер.
Ну, как раз здесь всё "предельно просто". Нужно владеть каким-либо видом деятельности в области ручного труда. Причём, заниматься этим не просто хорошо, а со знаком качества. Чтобы потом не было мучительно стыдно. Так как таблетки от скромности мне не досталось, скажу, что тружусь на все сто процентов. Любой "косяк" влияет на репутацию мастера. Поэтому пословицы: "Лучше меньше, да лучше" и "Какие труды, такие и плоды" - замечательный настрой перед рабочим днём.
Ты – фотограф.
Ах, как жаль, что на моей камере нет кнопки «шедевр»! Чтобы –рррррраз и всё! Гениальный снимок готов! А ведь чтобы он получился, нужно много знать и уметь. Конечно, постепенно изучая камеру и советы профессиональных фотографов, начинаю добиваться определённых успехов. Ну вот, судите сами...
По совету одного талантливого фотографа стараюсь придерживаться несложных правил в получении коммерчески востребованного снимка.
1. Все рельефы, объёмы и контуры должны быть предельно очевидны.
2. Все кнопки, подвески, соединения, замки и включения должны быть легко читаемы.
3. Все материалы должны хорошо распознаваться как по фактуре, так и по цвету.
4. Ну и эмоциональное фото изделия, куда без него? Тут много зависит от самого объекта съёмки и от настроения человека, в чьих руках сейчас щёлкнет затвор фотоаппарата.
Хорошо, что функционал Ярмарки позволяет использовать шесть снимков для каждой работы. Иногда, конечно, и их не хватает. Однако, если очень постараться, можно обойтись и шестью.
В общем, я не фотограф, я только учусь. Поэтому всегда есть, к чему стремиться и куда развиваться.
Ты – копирайтер.
Главная задача, стоящая передо мной, как копирайтером, – это привлечение потенциальной покупательской аудитории к магазину Марии Сотник. И основная функция – написание уникального текста, привлекающего максимум читателей, которые со временем могут стать покупателями. Ведь именно я "вкусно" и подробно описываю своё изделие. Именно я придумываю заголовок для публикации. От меня будет зависеть расположение рисунков в тексте мастер-класса или размер шрифта и эмоциональная подача текста. Ответственность, я вам скажу - ещё та!
Копирайтинг – весьма творческое направление в моей деятельности, и именно поэтому очень нравится. С удовольствием сама пишу публикации на Ярмарке и записи в блоге. А уж придумывать названия и описания к своим работам – отдельная песня. Но об этом в следующий раз...
В процессе работы копирайтером я открыла для себя несколько секретов.
Первый. Нужно обязательно перечитывать свою статью, описание работы или мастер-класс вслух перед опубликованием. Произношение написанного в голос – важный элемент в этой работе. Текст печатный и текст озвученный воспринимаются, оказывается, по-разному, поэтому сразу всплывают все речевые, стилистические и грамматические ошибки.
Второй, не менее важный - это создание такого уникального текста, который будет максимально заметен для поисковых машин в интернете. Ведь мой магазинчик – интернет-магазин. И чтоб народ в него валом повалил, надо чтобы поисковик привёл его ко мне. Вы поверите, если я скажу, что "слизанные" с других ресурсов тексты для робота-поисковика мало интересны? Так-то… А ещё будет правильно включать в описание работы не столько душещипательные стихи и сказочные истории, сколько ключевые слова, названия материалов, конкретного изделия и фотографий.
Ты – маркетолог.
Тут, оговорюсь сразу, я полный лох. Почти всё, что применяю – либо почерпнула из умных статей или совершаю в приступе острой интуиции. Конечно, я стараюсь повышать конкурентоспособность своих работ. Как без этого? Вовсю наращиваю свой профессиональный уровень. Скурпулёзно развиваю сферу услуг и производство. Вот такими я вижу свои функции, как маркетолога. Если ошибаюсь – поправьте, люди знающие.
Итак, что уже сделано в этом направлении?
Конкурентоспособность работ. Что я под этим подразумеваю? Уникальность работы. Авторский дизайн или собственный рецепт. Богатый ассортимент. Стабильные цены. Свой узнаваемый стиль. Судить о моих успехах или неудачах в этой области логичнее со стороны. Уж слишком необъективно мы относимся к своему творчеству, правда?
Повышение стоимости среднего заказа.Что это даёт? Увеличение средней стоимости заказа позволяет за короткие сроки увеличить размер ежемесячной прибыли и товарооборота. В настоящее время существует целый ряд вариантов повышения среднего заказа. Для меня и моих покупателей самыми удобными и работающими стали:
- Бесплатная доставка. Данный способ повышения среднего заказа заключается в предоставлении покупателям возможности получить товар с бесплатной доставкой. Тут, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Бесплатная доставка вводится при заказе на определенную сумму, которую вы рассчитываете, исходя из текущего размера среднего заказа;
- Добавление товара в процессе покупки. Это очень удачный вариант. Его суть заключается в том, что в процессе продажи я предлагаю приобрести одни мои изделия в комплекте с другими. Вот, например, молодой человек выбирал подарок для девушки и хотел купить натуральное мыло, но не знал – какое и сколько. Я предложила ему рассмотреть такой вариант - Лавандовый комплект: блокнот, очёчник и сумочку-кисет, и использовать сумочку-кисет в качестве упаковки для лавандового мыла. Молодой человек с радостью согласился. Нужно ли говорить, что покупка состоялась на большую сумму, чем я изначально рассчитывала? Ещё этот способ очень эффективен в период праздничных продаж.
Подводя итоги выше сказанному, хочу отметить, что применение любого варианта повышения среднего заказа зависит от индивидуальных особенностей вашего конкретного магазинчика – его тематики и организации именно вашей работы. У кого-то хорошо срабатывает система купонов и скидок или, например, подарки после определённой суммы заказа.
По поводу ценообразования скажу, что до сих пор нахожусь в поисках лучшей формулы, даже если мне кажется, что ценники выставила вполне адекватные. Отлично понимаю, что в идеале всё проще простого - рассчитай себестоимость ингредиентов и материалов, амортизацию инструментов, включи расходы на рекламу, транспорт, про электроэнергию не забудь, и всё. Ну, и чтобы прибыль хоть какая-то была! В одном уверена точно, что на данный момент в магазинчике должны быть изделия для разных категорий покупателей. Чтобы каждый, кто заглянул на огонёк, нашёл для себя что-то интересное и, в то же время, по карману.
Спустя полтора года пребывания на Ярмарке назрело желание открыть второй магазин. Само собой напрашивалось разграничить мыловарение и другие направления моей творческой деятельности. Поначалу я так и сделала. Ну и намаялась, я вам скажу! Сколько же усилий и времени придётся снова затратить в дальнейшем, раскручивая новый магазинчик, зарабатывая положительные отзывы и репутацию. Поэтому поразмыслив, приняла решение всё объединить. Даже несмотря на то, что у некоторых такое разнообразие на прилавке может вызывать раздражение.
Однако я подумала вот что. Покупателю, попавшему в мой магазин, просто повезло! Он может выбрать в качестве покупки и мыло, и блокнот, и какой-нибудь текстильный аксессуар, а за доставку заплатить один раз вместо трёх!
Сравните. Блокнот, например, покупается у меня – платная доставка по правилам магазинчика, мыло - у мастера Тютькиной – ещё выложи рублики за доставку, а кошелёк - у мастера Пупкиной, естественно, снова расходы! А так, человек может совершить аналогичную покупку в одном (моём) магазине. И если стоимость его заказа превысит определённую сумму, то он ещё и бесплатную доставку получит.
Конечно, мне могут возразить, что совсем необязательно человеку, желающему приобрести мыло, покупать ещё и блокнот с кошельком. Однако, я такую возможность предоставляю, и пока никто из покупателей не жаловался.
Поэтому считаю своё решение о слиянии правильным в плане маркетинга. Добавлю ещё, что всё-таки одним магазином управлять легче и удобнее, чем двумя-тремя. А то, что на прилавках такой разноплановый товар, по сути никого не волнует, кроме конкурентов. Согласны?
Ты – продавец.
В самом начале "карьеры продавца" на ЯМ я не гнушалась бартером из Стола заказов. Это добавило мне уверенности и первых отзывов покупателей. Позже, когда пошли продажи через магазин, опцию Стола заказов отключила. Сейчас предпочитаю обмен своих изделий на энергию денежных знаков.
Опыт реальных продаж у меня большой, так как в силу жизненных обстоятельств мне приходилось продавать и продукты, и бытовую химию, и рекламные места в печатных СМИ. Некоторые правила я перенесла в свой интернет-магазинчик: честность, точность, вежливость и постпродажное обслуживание. Ведь на самом деле, очень важно, чтобы клиент стал постоянным. Особенно для нас, мастеров ручной работы. Поэтому небольшой подарочек в качестве комплимента считаю вполне уместным. Естественно, я не включаю его в стоимость заказа! Как и упаковку. Согласитесь, постоянный покупатель важнее затрат на пакетик ценой в пятнадцать-двадцать рублей…
Ты – менеджер по рекламе.
Как я рекламирую свой интернет-магазинчик на Ярмарке Мастеров?
Первое. Постаралась максимально грамотно заполнить свой профиль и правила. По-возможности улучшила навигацию по страницам, особо выделив коллекциями творческие направления. Для себя я их называю - "отделы" магазинчика: мыльный, бумажный текстильный.
Второе. В социальных сетях организовала сообщество по натуральному мылу и лакомствам для кожи, страничку по блокнотам с нуля. Так как я в них полноправная хозяйка, ссылки на Ярмарку Мастеров там присутствуют. И на рукодельных форумах, где это разрешено, ставлю баннер Ярмарки.
Далее… Оформила в едином стиле баннер магазина, визитки и бирочки-нашивки для текстильных аксессуаров. Я считаю, что это заявляет обо мне, как о серьёзном мастере. Добавляет нам с магазинчиком солидности, что ли…Выбрала привлекательный слоган, который теперь красуется на баннере и визитке. Планирую разработать упаковку в том же духе.
Написание мастер-классов и публикаций. Именно здесь мастер-классы я использую, как привлечение максимального числа читателей и подписчиков, а не для хорошего времяпровождения или заработка. После небольшого исследования было замечено, что МК значительно повышают просмотры профиля, а не работ.
Галерея коллекций. Поначалу самостоятельно пробовала их составлять. Возможность включать одну фотографию своего творения показалась очень заманчивой. Считай, бесплатная реклама! Но просмотры моих неудачных "сборных солянок" были несоразмерны затраченному на их создание времени. И потому решила, что будет гораздо правильнее, если мои изделия будут включаться в коллекции мастерами, у которых это получается в сотни раз лучше. Чтобы это произошло, я добавляю в название ключевое слово, которое бы помогло быстро найти мою работу. А, да! Ещё нужны отличного качества фотографии! Ну, об этом уже говорили двести тысяч мильёнов раз...
Спасибо всем мастерам, кто находит место моим творениям в своих замечательных коллекциях!
Аукционы не применяю по причине отсутствия на них свободного времени, а также сравнительно небольшого для этого действа количества подписчиков. А от «конфеток» у меня жуткая оскомина, извините. Так что эти два способа для меня мало приемлемы.
А вот в конкурсах, проводимых администрацией Ярмарки, с удовольствием принимаю участие. Дебют, когда выбирался лучший магазин, с треском провалился! Я, конечно, тогда славно поработала – прошлась по магазинчику, оглядела со всех сторон, вытерла с полок пыль, обновила ассортимент, впустила солнышко. Попыталась сделать магазин очень удобным, приятным и функциональным. И хотя победителями стали другие мастера, старания и упорство дают плоды - в других конкурсах моё присутствие было более заметным и успешным.
Для чего это нужно? Участие в различных конкурсах может обеспечить вам не только адреналин от соревнования, удовольствие и радость от победы, но и дополнительных подписчиков и почитателей вашего творчества.
К слову, эта публикация - конкурсант, поэтому буду признательна за каждый ваш голос.
Вот, собственно, и всё. В надежде, что эти подсказки окажутся вам полезными, старалась охватить почти все аспекты, касающиеся моих продаж на Ярмарке Мастеров. Сама настолько глубоко "погрязла" во всём этом, что назад дороги нет! Да я и не сопротивляюсь особо…
Удачи вам, всем дочитавшим!
Ваша Мария Сотник.
P.S.В публикации использовался оригинальный авторский текст и фотографии.