Я странствующий художник, за последние несколько лет посетила 14 стран и видела невероятное количество рукотворной красоты, чем и хочу поделиться! Так как считаю что изучение, да и просто созерцание чего-то нового расширяет наши границы, стимулирует фантазию и подталкивает к созданию новых идей и более тонкому восприятию красоты.
Первой страной в моем путешествии была конечно же Россия, а за ней Турция.
Эти огромные базары с горами сладостей, рахат-лукумов, чаев и специй кажутся еще более привлекательными благодаря неимоверно милой керамике! Я не могла оторваться от созерцания узоров на этих маленьких чашечках! Таких ярких, расписанных с двух сторон витиеватым растительным орнаментом и решила узнать о них побольше.
Оказалось, что керамика активно развивается здесь аж с 13 века: сложились определенные традиции, стили, названия и символика, на этом и хочу остановиться чуть подробнее.
Удивительным для меня было то, что турецкие керамисты в свое время были вдохновлены привозным китайским искусством, переняли чужеземные мотивы и органично вплели в свое традиционное творчество. Среди знакомых для них цветов граната, гвоздики, розы, жимолости, груши, персика и других также можно встретить и лотос, значимый цветок в буддизме. А тюльпан, например, считался священным цветком уже этой земли, в его названии анаграмма имени бога, дарение тюльпана обозначает «Твоя красота меня воспламенила!». Остроконечные на фото внизу — тюльпаны.
С течением времени цветовая гамма в росписи пополнялась, также к богатым растительным орнаментам добавились надписи. Они выполнялись двумя почерками — куфическим — с прямыми, четкими, угловатыми очертаниями букв и «насхом» — с буквами более округлыми.
В 16 веке на изделиях также все чаще появляются изображения живых существ и людей: зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов, птиц, рыб, а также фантастические существа — «пери» и драконов, что говорит о послаблении влияния религии на художников.
С 17-го века модным становится золочение. Падение спроса на керамику со стороны султанского двора и его окружения побудили мастеров искать для сбыта мотивы. С этого времени изображения человека, церквей, греческих надписей и другой христианской символики сочетались с обычным турецким орнаментом.
Благодаря тесным торговым и культурным связям Турции с другими странами по всему миру, местная керамика получила распространение в разных уголках мира. Турецкая керамика широко использовалась в быту и оказала воздействие на местное керамическое производство, вызывая многочисленные подражания.
В 18 веке растительный орнамент стал часто перемежается геометризированными узорами — зигзагообразными или ломаными линиями, кругами.
В середине 20 века в гончарном ремесле наметился возврат к изначальным формам и стилям. А в дальнейшем спрос на изделия вызывал у керамистов стремление приспосабливаться к вкусам европейских потребителей, что нашло свое отражение в имитации европейских форм и типов. Тому способствовал и ввоз французских и немецких фаянсов в Турцию. Происходило любопытное явление: с одной стороны местные изделия становились популярными в Европе, а с другой — европейские фаянсы оказывались модными в Турции и влияли на производство, такой вот культурный обмен!
Для меня это говорит о том, что искусство хоть и подчиняется порой рамкам времени и стилей, всё же имеет в своей основе вечность и чувствование красоты. К какой бы вере, этносу, религии, моде творец не принадлежал, прекрасное отзовется в душе, усвоится и выйдет в потоке нового вдохновения.
Всем приятного созерцания и творчества!