Знаете ли вы, чей памятник стоит в Лондоне на Джермин-стрит?
Это англичанин, сын крупного чиновника Джордж Брайан Браммелл.
Чем же он так прославился?
Оказывается, этот идеально одетый мужчина был первый денди!
Интересный факт, что именно Браммелл ввел в обычай новые элементы ухода за собой: он протирал тело грубой щеткой из конского волоса, мылся и переодевался несколько раз в день.
Его чёрный костюм с галстуком, стал модной деловой и официальной одеждой в Англии.
Джордж владел искусством завязывания галстука неотразимо и неподражаемо!
За что и получил у современников прозвище «Красавчик Браммелл».
Кто же они такие? Эти денди? Образцы идеально одетых мужчин 19 века?
Изменения и изменчивость Моды на протяжении веков волнует человека, всё время возникает желание найти идеал красоты.
Мужская мода в начале 19 века находилась под влиянием Французской революции и окончательно освобождается от придворного церемониала, совсем исчезают парики, треугольные шляпы, кружевное жабо и манжеты.
Универсальной одеждой становится фрак, необходимым дополнением костюма становится цилиндр. Исчезают броские, роскошные материалы и мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных тканей.
Здесь основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. Наряду с чёрным цветом очень популярными были коричневый, синий, зелёный и серый цвета. Одежда денди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога.
Покрой одежды, где может быть использован и корсет, должен быть совершенным!
Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить только у него. В каждом центре моды было несколько таких портных-поставщиков, которые способны были воплотить заказы своих требовательных заказчиков!
Одновременно с упрощением общего вида костюма возрастает роль галстука и платка, который становится единственным наиболее броским украшением одежды. Один из способов завязывания шейного платка получил название а-ля Байрон.
Джордж Гордон Байрон всемирно известный английский поэт-романтик, также был денди.
Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна быть белоснежной!
В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Впечатляет, не правда ли?
Конечно же ярким представителем денди 19 века был и Оскар Уайльд, писатель и поэт.
Один из самых известных драматургов, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.
В колледже Оскар Уайльд изучал античную историю и культуру. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике и постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, лёгкая самоирония).
По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон.
А знаете ли вы, кто совершил «самую необходимую» для английского общества революцию — революцию в моде?
Это был Уайльд.
Костюм в котором он появлялся в Лондоне и привлекал всеобщее внимание, выглядел так: «короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шёлковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зелёный галстук, штаны из атласной ткани до колен, чёрные чулки и лакированные туфли с пряжками, берет, иногда свободно ниспадавший плащ, подсолнечник или лилия в руке».
Непременным аксессуаром была гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет.
Тонкий художественный вкус позволял Уайльду «сочетать несочетаемое».
Из Англии дендизм распространялся по всей Европе.
Классик французской и мировой литературы, основоположник эстетики декаданса и символизма Шарль Пьер Бодлер.
Знаете ли вы, что в 1846 году Бодлер познакомился с творчеством Эдгара По, тот увлёк его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет!
Очень интересно, что эстетизм, с точки зрения Бодлера, противоположен вульгарности:
«Главное — денди никогда не может быть вульгарным…Как бы ни назывались эти люди — щеголями, франтами, светскими львами или денди, — все они сходны по своей сути. Все они воплощают в себе наилучшую сторону человеческой гордости — очень редкую в наши дни потребность сражаться с пошлостью и искоренять ее».
А вот французский писатель Оноре де Бальзак вовсе не являлся настоящим денди.
Он старался, но к сожалению не отличался хорошим вкусом.
Бальзак относился к представителям богемы. В его понимании Богемный художник «то элегантен, то небрежен в одежде; он добровольно надевает робу пахаря, но знает толк во фраках, которые носят щеголи».
В период финансового благополучия Бальзак держал модные экипажи — кабриолет и тильбюри.
Бальзак любил шикарно одеваться — его обшивал модный портной Бюиссон, чье имя он постоянно упоминал в своих романах (в благодарность или, возможно, в порядке рекламы).
Сохранились счета, свидетельствующие, что за один раз писатель заказал 31 жилет!
Представьте, что это был только первый шаг к его честолюбивой мечте иметь 365 жилетов, по одному на каждый день года.
Без юмора в те времена тоже не обошлось. На тему денди шутили и рисовали карикатуры.
Так называемый «наглый» галстук, с острыми накрахмаленными концами часто был мишенью насмешек.
А вот какая чудесная и подробная картинка из комнаты, где старательно наряжаются молодые люди!
Оказывается, денди — это не только красиво сидящий костюм, это ещё и великолепное образование, чувство прекрасного и культура!
Хотелось бы, чтобы наш 21 век, был не только веком большого темпа, информации и технологий, но и веком красивых и элегантно одетых мужчин, в стиле денди!