Выращенные в лаборатории.
Вся правда о ювелирной синтетике.
Да разве это подделка?!
Очень-очень многие люди считают, что синтетическая ювелирная вставка – то же самое, что и вставка искусственная. Эти понятия они объединяют в своей голове одной фразой – «фу, подделка». Но! Между двумя этими терминами — синтетика и имитация — огромнейшая разница!
Запасы природных ископаемых с каждым годом истощаются все больше, некоторые минералы уже в «красной книге» камней, но не все так грустно, друзья, в наших руках – технологии, с помощью которых мы не лишим себя красоты земных богатств. Наше спасение – синтетические ювелирные камни. И они уже давно спасают наши сердца и кошельки.
Синтетические (синтезированные) камни — лабораторные продукты, выращенные людьми с помощью специальных технологий. Рост синтетических кристаллов и сами кристаллы идентичны природным, лабораторные условия лишь ускоряют их рост (тут речь об ускорении в столетия), а также позволяют улучшать качественные характеристики вставок, расширять их цветовое разнообразие.
Синтезированные камни – не подделка природы, как многие могут говорить, они – ее полное воспроизведение, ее качественная репродукция. В отличие от ювелирной синтетики существуют ювелирные имитации минералов—искусственные продукты, имитирующие внешний вид природных камней, но не обладающие их химическим составом и/или физическими свойствами или структурой.
Имитации природных камней бывают двух видов: полученные из отходов натуральных камней путем прессования, сплавки, склеивания и изготовленные из стекла и пластмассы. И приравнивать данные имитации к синтезированным кристаллам не стоит.
Ювелирные вставки синтезируют 4 основными методами—Вернейля, Чохральского, зонной и гарнисажной плавки и раствор — расплавных методов. Для разных камней используются различные методы синтеза. Рубины и сапфиры традиционно выращивают методом Вернейля, основанном на образовании кристалла из расплава. Синтетический алмаз растят особым методом—высоких давлений и температур. Изумруды чаще всего производят гидротермальным способом (думаю, некоторые встречали в описании вставок на бирке от ювелирного украшения «г.изумруд», так вот – это тот самый, синтезированный гидротермальным методом камень).
На то, как быстро вырастет кристалл, влияют 2 фактора: каким методом синтеза он будет воспроизводиться на свет, и насколько качественным требуется продукт в конечном итоге. Так, например, самые качественные кристаллы получают методом Чохральского. Синтезированные таким способом камни являются прекрасным ювелирным материалом, так как они гораздо однороднее по структуре, чем кристаллы, выращенные методом Вернейля, зонной и гарнисажной плавки.
Эксперименты с заменой природных камней на всякого рода аналоги и имитации практиковались с древних времен, однако лишь в 19 веке технологии позволили ученым создать настоящие аналоги природы.
Марк Годэн, французский химик, в 1857 году получил кристаллы рубина-каратника, сплавив в ходе эксперимента сульфат калия и алюминия с хроматом калия. В 1892 году Огюст Вернейль, также французский ученый, соорудил печь с водородно-кислородной горелкой, применение которой в синтезировании камней помогло поставить производство ювелирной синтетики на поток.
Синтетические кристаллы бывают двух видов—вставки, которые по структурным и химическим свойствам аналогичны природным кристаллам, но отличаются от них составом и содержанием микропримесей, и вставки, которые природе известны не были, они созданы учеными в лаборатории с нуля. К представителям второго вида синтетики, неизвестной природе, относятся иттрий-алюминиевый и гадолиний-гадолиниевый гранаты, ниобат лития и фианиты.
И к гадалке не ходи, у каждой девушки, женщины, да, что уж там, и у мужчин, носящих в принципе ювелирные украшения, в шкатулке/на полке обязательно найдется что-нибудь с фианитовой вставкой. Этот синтетический камень большинству людей порядочно приелся, однако, каким прорывом в 1970 – 1972 годах было его создание! И что особенно приятно, синтезировали данный камень наши ученые, сотрудники Физического института Академии Наук СССР.
Фианит создан на основе кубической модификации окиси циркония и гафния, природным аналогом которого является камень тажеранит, открытый на Тажеранском массиве. Синтезированный русскими учеными кристалл обладает хорошей огнеупорностью и химической стойкостью, высокими степенью прозрачности, показателем преломления и дисперсией. Показатель преломления фианита близок к алмазному, особую игру света при различных условиях освещения обуславливает большая дисперсия камня. Несмотря на свою прочность, обрабатывается фианит непросто – он легко растрескивается и крошится, поэтому его обработку проводят лишь в определенных направлениях кристалла. Грани фианитов слегка закруглены, что служит дополнительным отличием этих камней от бриллиантов. Зарубежные фианиты несколько отличаются от российских, разница—в стабилизирующих примесях, однако по механическим и физическим свойствам и та, и другая синтетика идентичны между собой. И опять же, что особенно приятно, заграничные фианиты синтезируют по советской лицензии.
В СССР для ювелирной промышленности активно синтезировались корунды, в основном, рубины, камни с эффектом плеохроизма, например, александрит, и немногие другие, несмотря на то, что в те времена были получены практически все известные сейчас виды синтетики. В 21 веке все наработки советских времен и инновации дней сегодняшних, конечно, не без них, активно совершенствуются и внедряются в ювелирные продукты. Как отмечают многие зарубежные эксперты, наша страна обладает развитыми технологиями синтеза различных ювелирных камней. Синтетические камни российского производства высококачественные, имеющие большой спрос и внутри страны, и за рубежом.
И спрос на подобного рода камни действительно высок—теперь любая девушка в силах позволить себе кольцо с изумрудом или сапфиром, и ничего, что камень выращен в лаборатории, его цвет, блеск, красота – при нем, и синтезированные вставки ничуть не хуже природных собратьев, а в каких-то случаях, в цвете и чистоте, даже лучше!
Татьяна Щапова