КОРОЛЕВА ЛУИЗА ПРУССКАЯ - особое очарование вызывают портретные украшения. Еще одна такая вещица - в обрамлении сияющих красных пламенных пиропов - женский портрет на фарфоре. Красавица с очень грустными огромными глазами, ее оказалось легко идентифицировать - это миниатюра, написанная по мотиву портрета Густава Рихтера -Портрет королевы Луизы. Чем же так примечательна эта прекрасная дама? - Прежде, всего она является БАБУШКОЙ Русского Императора Александра 2. В 1793 году принцесса Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская (1776 – 1810) стала супругой прусского короля Фридриха Вильгельма III. В российской историографии она известна как бабушка российского императора Александра II. Молодая Луиза с первых дней своего появления при берлинском королевском дворе завоевала расположение жителей Пруссии. Её непринуждённые манеры и стиль общения с подданными был нехарактерен для аристократки. Королева-красавица Луиза стала символом Пруссии и становления Германской империи. Её короткая жизнь пришлась на эпоху борьбы Пруссии против Наполеона. Безвременно ушедшая из жизни королева стала объектом культового почитания при жизни и после смерти. Она была умна и доброжелательна, но обладала твердым характером. У королевы и матери-героине Луизы было 10 детей, трое умерли в младенчестве. Её дочь Шарлотта (в православии Александра Федоровна) вышла замуж за великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I). Многодетная королевская семья с верной женой стала образцом подражания для зарождавшегося буржуазного общества. ***
Луиза при слабовольном короле-муже возглавила придворную партию, отличающуюся легкомыслием, недооценившую Наполеона и его армии нового типа, основой которой был не крепостной мужик, а свободный гражданин[1]. Легкомыслие, часто украшающее красивую женщину, оказалось смертельным для государства. Пруссия первой выступила против Наполеона, и это привело к катастрофе. С «корсиканским чудовищем», как называли Наполеона в европейских монархических дворах, нельзя был покончить шапкозакидательством. После поражения русской и прусской армии от Наполеона в июне 1807 года в битве под Фридляндом (ныне город Правдинск) в 53 км юго-восточнее Кёнигсберга прусский король Фридрих Вильгельм III с супругой бежали в Мемель, где встретились с российским императором Александром I. Молодой российский император произвел огромное впечатление на королеву Луизу. Симпатии были взаимными.За долгую победоносную карьеру Наполеона Бонапарта разгром за один месяц Пруссии — одной из четырёх великих европейских держав, было вершиной полководческого успеха. И позором для прусского короля, который в Тильзите решился в панике на отчаянный шаг. Как писал академик Тарле, король «решил пустить в ход красоту своей жены и экстренно выписал в Тильзит королеву Луизу, слывшую замечательной красавицей». Перед переговорами Наполеона с Александром I во дворце в Тильзите состоялась встреча французского императора с королевой Луизой, просившей о сдержанности в отношении проигравшей Пруссии: «Слава Фридриха Великого ввела нас в заблуждение по поводу наших средств». Наполеон, как истинный француз, после комплимента Луизе, остался непоколебим в отношении судьбы Пруссии, имевшую неосторожность первой напасть на французские войска. Интимное собеседование императора с королевой было не вовремя прервано вошедшим супругом королевы. Как шутил позже Наполеон: «Если бы король прусский вошел в комнату немного позже, мне бы пришлось уступить Магдебург». После заключения оскорбительного мира Луиза видела свою основную задачу в том, чтобы ободрить короля, который часто в отчаянии заводил разговор об отречении, и дать ему опору в счастливой семейной жизни. Она сама пребывала в метаниях от уныния к надежде. В апреле 1808 года Луиза писала своему отцу: «В моей жизни больше нет надежд… Божественное провидение явно заводит новый мировой порядок, и будет другой порядок вещей, поскольку старый уже отжил своё и … обрушился. Мы почивали на лаврах Фридриха Великого.. В мире будет хорошо только от хороших людей, … поэтому я надеюсь, что за нынешними недобрыми временами придут лучшие…»Но это всего лишь шутка. Великий полководец готов был одержать очередную победу и на амурном фронте, но не таким легким способом. Своей супруге Жозефине, которая могла быть озабочена неизбежными слухами, Наполеон отрапортовал в письме: «Королева Пруссии действительно обворожительна, она была полна кокетства со мной. Но не ревнуй, я как вощёная холстина, с которой всё скатывается. Мне было нелегко быть галантным». Зимой 1808/09 гг. по приглашению российского императора королевская чета гостила в Санкт-Петербурге, и только в декабре по позволению Наполеона вернулась в Берлин. 30 июня 1810 года по пути в загородную резиденцию Райнсберг, расположенную в 100 км к северо-западу от Берлина, королева заболела. Местный врач диагностировал не опасное для жизни воспаление лёгких, но, несмотря на это, 19 июля Луиза умерла, королеве было 34 года. При вскрытии тела выяснилось, что одна половина лёгкого разрушена, также была обнаружена опухоль на сердце. Полип на сердце, возможно стал следствием, больших и продолжительных испытаний, выпавших на королевскую семью. В медицинском заключении указывалось на смерть от разрыва сердца. Церемония прощания состоялись 30 июля в Берлинском соборе. Королева была похоронена в специально воздвигнутом мавзолее в парке при Шарлоттенбургском дворце.Уже 29 июля 1810 года жители Гранзе подали прошение о создании памятника Луизе на том месте, где траурная процессия с телом Луизы останавливалась на ночь по пути в Берлин. Король дал согласие с условием, что памятник будет возведён на добровольно собранные средства. Памятник по проекту Карла Фридриха Шинкеля был отлит на Прусском королевском сталелитейном заводе и торжественно открыт 19 октября 1811 года. В 1813 году Фридрих Вильгельм III учредил Железный крест, датой учреждения которого он назначил 10 марта, день рождения Луизы. Шинкель изготовил награду по проекту самого короля. В 1814 году был учрежден орден Луизы, которым за особые заслуги награждались исключительно женщины.Мифологическое преображение Луизы пережило в своей истории череду менявшихся мотивов. Вначале помимо красоты и обаяния превозносились её простота и сердечность, воспринимавшиеся как буржуазные добродетели. Преклонение перед Луизой следует рассматривать на историческом фоне разворачивавшейся Французской революции. Передовая буржуазия испытывала симпатию к первоначальным идеям революционеров. Но когда революционные требования сменили насилие и террор, отношение в Германии к французским революционерам изменилось. Реформы были необходимы, но без насилия. Ощущалась необходимость признания буржуазных ценностей «сверху», в рамках конституционной монархии. В этих надеждах происходила идеализация Луизы и её семьи.Выдающиеся поэты и писатели того времени — Новалис, Клейст, Жан Поль, Август Вильгельм Шлегель преклонялись перед молодой королевой. Новалис привлёк к себе внимание своим программным сочинением «Вера и любовь, или Король и королева», опубликованном в новом ежемесячном журнале «Ежегодники прусской монархии при Фридрихе Вильгельме III». Сочинение начиналось рядом восторженных стихотворений, посвящённых королевской чете, а фрагменты в прозе создавали картину общества, в котором семью и государство, буржуазию и монархию объединяла вера и любовь. Король проводил в своей стране реформы, поддерживал искусство и науки. В своей красоте, нравственности и хозяйственности королева воплощала в себе идеал для всех женщин, её портрет должен был украшать каждый дом. Фридрих Вильгельм III отверг это сочинение. Он не видел в нём отражение своих способностей и намерений, лесть он не любил, а монархия на парламентарной основе не отвечала его представлениям. Поэтому публикации продолжения сочинения в «Ежегодниках» он не допустил. Тем не менее, Луиза и Фридрих Вильгельм III продолжали оставаться носителями надежд прусской буржуазии.