Сегодня встречаемся с
— Ассортимент вашей кузнечной мастерской разнообразен: это и забавные ключницы, и такие масштабные работы, как кованые лестницы. Интересно, что же заказывают чаще? Кто обычно становится вашим постоянным клиентом?
— На данный момент у нас активно заказывают и маленькие изделия для души, и крупные для интерьера и экстерьера.
Наш постоянный клиент — это, несомненно, ценитель ручного труда, человек со вкусом и развитым чувством прекрасного.
— Любуемся вашим профилем на Ярмарке Мастеров, кажется, что вы очень любите русские народные сказки. Что еще вас вдохновляет? Сколько времени вы потратили, прежде чем нашли свой собственный стиль?
— Мы оба увлекаемся мифологией и историей совершенно разных культур: Древней Греции, Рима, Скандинавии, Востока, Руси и многих других. Нас очень вдохновляет красота природы, смена времен года и удивительные ландшафты разных уголков земли. Еще мы вдохновляемся творчеством других мастеров, наших учителей и древних умельцев, которые, не имея современного оборудования, создавали шедевры вне времени. Свой стиль мы ищем по сей день, а то, что уже имеем — это многолетний опыт, полученный в обучении и наше личное видение прекрасного.
— Нам особенно запомнились ваши ключница «Драккар с котиками», дверные ручки «Ящерицы», рыба-колокольчик «Нерка». Откуда пришли образы для этих замечательных работ?
Артем: Драккар придуман Елизаветой. Она собирает изделия в тематические коллекции, и на тему драккара сначала был сделан кораблик без пассажиров. Но потом, на день рождения подруги, Лиза придумала посадить туда котиков, чтобы порадовать именинницу любимыми зверятами. С тех пор было сделано больше тридцати повторов кораблика в разной интерпретации.
Нерка тоже входит в коллекцию Елизаветы «Лисий север». Там есть множество изделий в общей тематике скандинавского севера.
Ящериц я сделал на заказ для хорошего друга. Они так понравились людям, что теперь тоже часто делаем повторы.
— Сколько лет вы занимаетесь кузнечным делом? Что побудило вас посвятить себя профессии, связанной с тяжелым физическим трудом?
Елизавета: Я в профессии уже восемь лет, а Артем девять лет. Мы оба выбрали кузнечное ремесло своим делом жизни в юном возрасте. Меня всегда притягивал совершенно волшебный рабочий процесс, искры и раскаленный металл, а еще мы увлекались историческим фехтованием и реконструкцией.
— Вспомните, пожалуйста, каким было ваше самое первое изделие? Как долго вы работали над эскизом?
Елизавета: Кованый гвоздь — его изготовление обучало азам ремесла. Вот только он утонул в бочке с маслом в тот же миг, когда был сделан :) Первое изделие Артема — роза. Оно простое и не требует эскиза.
— Как вы считаете, перфекционизм мешает или помогает в работе? Относите ли вы себя к перфекционистам?
Артем: Елизавета определенно считает себя перфекционистом, я проще отношусь к своим работам, без фанатизма.
Перфекционизм – это не хорошо и не плохо, нечто среднее в контексте работы. С одной стороны, перфекционизм способствует качеству исполнения, но с другой — мешает вовремя остановиться и может даже ухудшить конечный результат.
— Расскажите о своем самом необычном заказе. А если заказ повторяется, как вам удается каждый раз творчески подходить к работе?
Артем: Если говорить о действительно необычных работах, это скульптура девушки «Весна», созданная нами на международный фестиваль в Томске «Праздник топора».
Когда заказ повторяется, Елизавета старается предложить клиенту как-то разнообразить работу, добавить новые элементы, сохранив при этом общую идею. А я самостоятельно внедряю новые технические приёмы, чтобы улучшить конструкцию и разнообразить исполнение.
— Как вы решились организовать мастерскую для такого необычного вида творчества? Что для этого необходимо?
— Прежде всего, необходимо любить свое дело. А еще — не зацикливаться на своем успехе и всегда обучаться чему-то новому. Без желания расти невозможно найти в себе силы уйти от работодателя в «свободное плавание». Мы оба прошли через работу по найму, ограничения в творчестве, укладе, распорядке дня.
Самое трудное — это решиться шагнуть в неизвестность под названием «фриланс». Будут ли заказчики, нужны ли твои изделия хоть кому-то — все это будет зависеть только от усердной работы и веры в свои силы. Нужно собраться и постепенно шагать в сторону самостоятельного производства, начиная с малого.
— Опишите обычный рабочий день в мастерской. Сколько времени вы отдыхаете, позволяете ли себе перерывы в течение дня и обед по расписанию?
Елизавета: У нас совершенно свободный график. Бывает так, что выходных на неделе вообще нет, а бывает, что можем уехать в путешествие на пару недель в любое время года.
Артем работает чуть ли не по 16 часов в сутки: с шести утра до пяти вечера на кузнице, руками, а после — дома, за компьютером, составляет договоры и делает чертежи до самой ночи. Я в мастерской провожу по 4–6 часов, в зависимости от загруженности по заказам, а вечером тоже разрабатываю эскизы для будущих изделий.
Конечно, перерывы на обед и чай у нас есть :) Они вполне стандартные по времени, но не фиксированные, как в офисном рабочем графике.
— А сейчас вопрос к Елизавете: вы увлеклись ковкой уже после знакомства с мужем или до этого уже работали с металлом? Бывает, что вы трудитесь вместе над одним и тем же изделием?
— Я с шести лет знала, что стану художником. В кузнечное ремесло пошла самостоятельно при поступлении в колледж. После колледжа работала год скульптором-сварщиком, а с Артемом познакомились на кузнечном фестивале. Это бывает не очень часто, но иногда мы создаем общие работы, а еще помогаем друг другу. Общие работы у нас всегда получаются лучше, потому что мы компенсируем недостающие качества друг друга.
— Какие у вас планы, связанные с развитием вашего дела? О чем вы больше всего мечтаете?
— Мы оба мечтаем уйти от массового производства на заказ и заниматься исключительно творчеством. Для этого нам необходимо собрать команду умельцев на заказы и курировать их. Пока у нас есть несколько работников, которые помогают с крупными и серийными работами, но мы обязательно будем развиваться и расширяться дальше.
— Кузнечное дело — настоящая магия. Кто ваши примеры для подражания в профессии?
— Конечно, у нас есть мастера, на которых мы равняемся. Сохоневич Владимир, Веркеенко Сергей, Дорожко Игорь, Силич Тимофей, Сушников Александр, Claudio Bottero, Jakob Faram... Все они — великие художники, посвятившие свою жизнь творчеству, и это вдохновляет!
— Так здорово, когда у человека творческие и образование, и профессия — человек умеренно идет своим путем. Какие навыки, полученные во время обучения, оказались для вас самыми полезными в работе?
— Несомненно, это умение рисовать, строить правильную композицию и разрабатывать проекты изделий.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом? Какие качества необходимо развивать для этого?
— Какими бы вы крутыми себе ни казались — всегда стремитесь стать лучше. Живой ум и желание развиваться помогают создавать что-то прекрасное и стоящее!