Здравствуйте !
Накопилось у меня достаточное количество украшений из кости и рога . Поэтому Решила я провести аукцион на все украшения из органики в моей коллекции Но как " существо" любознательное , решила я почитать об истории резьбы из кости и истории этих украшений . Чем спешу поденлитьмя с вами
Искусство резьбы по кости - древнейший вид деятельности в декоративно - прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.
Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” - кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур. Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды. К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.
В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости. Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название - Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров - косторезов в эпоху средневековья.
Статуя Зевса в Олимпии (
Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»
— Павсаний. «Описание Эллады».)
В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.
В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости. Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад. Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.
Диптих с 12-ю праздничными сценами. Византия, конец X века. Слоновая кость, резьба.
Размер - 26,4 х 13,3 см. Из собрания Альберта Жермо в Париже.
Поступил из собрания Александра П. Базилевского в 1885 г. ГЭ Инв. N W 13.
1. Благовещение; 2. Встреча Марии и Елизаветы; 3. Рождество Христово; 4. Сретение; 5. Крещение; 6. Преображение;
7. Вход в Иерусалим; 8. Распятие; 9. Воскресение; 10. Уверение Фомы; 11. Вознесение;12. Сошествие Святого Духа
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы. Здесь зародились первые косторезные русские школы - это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы. Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта. Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.
В современном же мире мы все помним 80-е ,когда были популярны бусы из кости из Индии . Да и сейчас есть чудесные мастера , которые превращают кость в сказку
Аукцион открыт ! Заходите на огонек !