Бисер: история возникновения, становления и расцвета
Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска.
Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.
Мы не можем с точностью говорить о конкретной дате и месте появления первой бисеринки на Земле, но вот что нам известно наверняка, так это то, что задолго до появления бисера бусины для различных украшений первобытные люди изготавливали из зубов и рогов животных, раковин моллюсков, дерева и семян.
В разные эпохи бусины использовались как в качестве денег, так и талисманов или амулетов. При этом самым древним бусинам, найденным археологами, около 82 тысяч лет.
Бисер в Древнем Египте
И только с с изобретением стекла — а это произошло примерно 3 тысячи лет назад в Египте — бисер постепенно стал принимать привычный для нас вид, а стекло стало самым важным материалом в изготовлении бусинок. Поэтому первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло как раз на территории Египта.
Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках египетских пирамид, внутри которых были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки, а также различные украшения из бисера. Кроме того, в египетских гробницах были обнаружены стеклянные бусы, амулеты, посуда — эти многочисленные находки учёные относят к IV веку до нашей эры.
Древние египтяне из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски звучат как «BUSRA» (стеклянный жемчуг или стеклярус), а во множественном числе — «BUSER».
Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, древние египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, были очень модными. Их носили как женщины, так и мужчины, в основном с одеждой белого цвета.
_________________________________________________________________________________________________
Справка: *ПЕКТОРАЛЬ (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи.
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Справка: **УДЖАТ (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с богом Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
_________________________________________________________________________________________________
Можно смело утверждать, что древние египтяне первыми создали способ изготовления бисера путём навивания разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень, а, позднее, на тонкую металлическую нить.
В последствие стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой.
Однако технология эта была трудоёмкой и дорогой, поэтому носить украшения из бисера могли позволить себе лишь египетские фараоны или жрецы. Первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), а вторые же использовали его для украшения различных элементов храма.
К слову сказать, у древних египтян бисер имел глубоко сакральный смысл и был предметом культа.
Бисером расшивали одежды усопших фараонов, украшали головные уборы и символы власти, так что он был неотъемлемой частью захоронений представителей знати.
Но несмотря на религиозное значение бисера в Древнем Египте он выступал и своего рода денежной единицей, его использовали и в качестве меновой монеты — за несколько связок бисера можно было купить одного раба.
Между тем Древний Египет с его длинной династией фараонов был окончательно повержен в 332 году до н.э., когда победоносная армия Александра Македонского вступила в пределы страны Нила и довершила разгром некогда великой державы.
Бисер в Римской Империи
С тех пор в Египте наступает так называемый «эллинистический период», когда страной начинают править греко-македонские династии, и он фактически становится провинцией Римской империи.
Не трудно догадаться, что таким образом технология изготовления бисера попала в Римскую империю, а затем после уже её распада и раскола на два государства (на западную и восточную), центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть, где впоследствии образовалось новое государство — Византия.
В эпоху эллинизма центрами стеклоделия стали АЛЕКСАНДРИЯ и РИМ. Римляне изобрели технику выдувания, при которой стекло становится прозрачным.
С появлением этого способа изменился и сам процесс изготовления бусин и бисера, который заключался в следующем:
- Бисер делали не из нити, а из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью выдувальной полой трубки и понтии***.
- Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, отсеивали их от осколков на сите и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной.
- После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, неровности сглаживались, потому что вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям.
- После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.
_____________________________________________________________________________________________________
Справка: ***ПОНТИЯ – это длинный металлический стержень без продольного отверстия, снабжённый деревянной рукояткой для его удерживания, с небольшим кусочком раскалённого стекла на другом его конце, которым стеклодув удерживает изделие у дна.
_____________________________________________________________________________________________________
Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
Более того, древнеримские мастера, как и египтяне, дошли до очень высокой степени совершенства выделки пёстрых бус — на бусины они наносили сложные затейливые белые узоры по цветному фону.
Именно александрийским бусам впоследствии подражали венецианские мастера, где такой тип бусин стал известен под названием «MILLEFIORI»****.
_____________________________________________________________________________________________________
Справка: ****МИЛЛЕФИОРИ (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла, как правило, с цветочным узором. Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название.
_____________________________________________________________________________________________________
Бисер в Византии
После распада Римской империи в конце V века н.э. ВИЗАНТИЯ на правах правопреемницы переняла традиции стеклоделия, а также сохранила дух и принципы римских мозаик. Но смысловое звучание мозаики получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.
Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. В отличие от Рима византийские мозаики делали из СМАЛЬТЫ, глушённого (непрозрачного) стекла.
Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.
И все же основным мозаичным элементом стали кубики — именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков подарили славу византийским мозаикам.
Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». А всё потому что смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению. Так что византийцы рассматривали её как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению».
Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие.
Поэтому византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов, где смальтой выкладывали колоссальные площади от пола до купола.
Бисер в Венеции
Из Византии стекольное производство проникло в ВЕНЕЦИЮ, куда переселилось много греческих и византийских мастеров после взятия Константинополя турецкими войсками.
Здесь в XV-XVII веках в руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, стеклоделие и, в частности, производство бисера, достигают особого расцвета. Об этом свидетельствовало появление огромного количества стекольных и бисерных мануфактур, которые в то время составляли основную часть бюджета этого города.
Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в 1221 году был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из Венеции на остров МУРАНО с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности.
С XIII века остров МУРАНО славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами.
Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и с 1275 года под страхом смертной казни и под угрозой конфискации имущества не имели право выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было узнать секреты его изготовления.
Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы.
Таким образом, ВЕНЕЦИЯ на многие века стала единственным центром и бисерного производства. Она снабжала бисером страны Европы, Азии, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, рабов, а у народов Африки даже использовали как разменную монету. После открытия Америки Венецианская республика и здесь стала главным поставщиком бисера и изделий из стекла.
Например, в Европу, шёл громадный сбыт бисера. Там его помещали на большие склады и даже устраивали бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий и блестящий бисер диаметром 0,5 мм. Также в рукоделии широко применялся парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Кроме того, стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцировать товар, что положительно сказывалось и на продажах.
Стеклянные изделия из Венеции и с острова Мурано пользовались большим спросом и моментально раскупались по очень высокой цене знатными особами, что фактически сделало Венецианскую республику монополистом в этой сфере.
Всё потому, что в основе создания муранского стекла лежит уникальная методика ручного выдувания, которую итальянские мастера и стеклодувы до сих пор используют при изготовлении изумительной фактуры и цветовой гаммы украшений и предметов интерьера.
Если раньше муранские украшения могли позволить себе только самые знатные дамы, то в наше время изделия муранских стеклодувов может приобрести практически каждый. Так что муранское стекло поистине легендарно!
Бисер в Чехии
Но рано или поздно всё тайное становится явным, и информация о производстве стекла и, в частности, бисера просочилась во внешний мир. Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками.
Знания утекали и вместе с мастерами, которые бросали всё и бежали из Венеции в другие города Европы из-за иллюзорных богатств, предлагаемых иностранными шпионами.
Поэтому уже в XIV-XV веках такие мастерские появляются и в Германии, и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII веках в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию вплоть до конца XVII века.
Секреты производства венецианского бисера проникли и в БОГЕМИЮ (Северная ЧЕХИЯ), где издавна существовало производство стекла.
В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским стеклоделам перехватить пальму первенства в Европе и расширить производство.
Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные экземпляры.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии (входившей тогда в состав Австро-Венгрии) создали свою технологию изготовления стекла, в состав которого ввели древесную золу (поташ) вместо соды, используемой венецианцами.
Отсюда и пошло название «ЛЕСНОЕ СТЕКЛО». Оно твёрже, легче поддаётся обработке, гранению и шлифованию.
Так физические свойства богемского стекла привели к невероятному всплеску популярности чешской стекольной продукции по всему миру в конце XVII — начале XVIII веков, а также задали форму и специфику изделий.
В 1820-1830 годы богемские стекольщики, пытаясь сымитировать переливы полудрагоценных камней, изобрели новые способы окрашивания стекла и разработали новые варианты гравировки и украшения бокалов прозрачными эмалями.
Основными продуктами чешских мастеров стали прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах, словно драгоценный камень. Именно поэтому продукция из богемского стекла смогла превзойти своим качеством и уникальной цветовой гаммой венецианское стекло, а чуть позже — английское. А само словосочетание «БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО» стало синонимом безупречного качества и высоких художественных достоинств.
Однако графинами и флаконами дело не ограничилось и с начала XVIII века чешские мастера наряду с крупными изделиями начинают производство бусин, искусственных драгоценных камней для вышивания, хрустального и стеклянного бисера, а также стекляруса. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Первая четверть XIX века для Чехии ознаменована машинным производством бисера. В этот период бисерное производство в Богемии достигло наибольшего расцвета, когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Так что Венеция вынуждена была уступить пальму первенства Чехии. А спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру.
Поэтому когда вы встречаете на одежде или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии.
Далее после распространения бисера по Европе это искусство стало проникать и в Россию.
Ну, а об истории появления русского бисера я обязательно расскажу вам в следующий раз.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...