Как я уже писала, деление моих мексиканских фотографий и впечатлений на части весьма условно. Но все же возникает резонный вопрос: а почему вторая часть - психоделическая? Да просто у человека, родившегося и живущего в средней полосе России при виде всего этого буйства красок и форм расширение сознания и снос крыши происходит сам собой, без помощи всяких там "волшебных" грибочков и кактусов. Собственно, смотрите сами (предупреждаю - картинок будет много!)...
Начну с бисерных вещиц работы индейцев уичоли. Это весьма древний вид прикладного искусства Мексики. Правда, изначально индейцы выкладывали скульптуры и маски не бисером, конечно, а мелкими камушками, осколками стекла и керамики. А на бисер перешли, когда его стали завозить из Европы.
Традиционно бисером украшаются деревянные фигурки и маски:
А не так давно в ход пошли и украшения. Хотя по форме они довольно обычны, традиции уичоли все же как-то сказались и на них, правда?
Теперь - об эстетике Дня мертвых. Это очень важный праздник для мексиканцев. Его отмечают 1-2 ноября. В этот день мексканцы приглашают к себе в дома всех умерших, кто был им близок и дорого. Для этого на дороги от кладбищ к домам бросают цветы ноготков-календулы, дома украшают скелетами и черепами, готовятся специальные угощения - калаверы, сахарные черепа.
Сначала калаверы были исключительно из сахара, и исключительно черепушками. Со временем к ним присоединились и скелеты, а делать это все стали из разных материалов. В частности, очень популярны керамические варианты.
На особом положении среди калавер - Катрина, моя тезка. Это празднично и богато одетый женский скелет. Звучит удручающе, а на самом деле, выглядит очень даже мило:
И еще одно направление народного творчества - алебрихе. Хотя сейчас это часть народного искусства мексиканцев, алебрихе еще нет и сотни лет. И год его рождения известен точно - 1936. В этом году художник Педро Линарес тяжело заболел, и в бреду ему виделись диковинные звери странной раскраски, ходившие по горам и лесам, и кричавшие: "Алебрихе!" Когда он поправился, то стал лепить привидевшихся зверей из папье-маше и расписывать. В одной из галерей чуднЫх зверей увидели Фрида Кало и Диего Ривьера. Они обратили на это чудо внимание галеристов и арт-дилеров, и алебрихе стали набирать популярность... Сейчас, когда Педро Линареса уже нет в живых, его алебрихе по-прежнему живут, и даже стали частью материальной культуры и декоративного искусства всей Мексики:
И вот еще, из традиционного - Дерево жизни. Изначально это были рисунки-иллюстрации Библии, которые использовали испанские священники для объяснений местному населению Священного писания. . Но позже мексиканцы стали делать такие деревья из керамики, а тематика далеко перехлестнула религиозную. Хотя все же чаще всего сейчас Деревья жизни иллюстрируют либо День мертвых либо Библию или жития святых.
Ну, и еще немного разного, яркого, чудесного, увиденного мной в лавках и лавчонках, сувенирных магазинах и развалах в археологических зонах: