Яркий и своеобразный представитель импрессионизма, стремящийся обуздать движение. Он знал язык жестов и с выдающейся легкостью и мягкостью изображал его на полотнах. Из-под искусной руки художника выходили изящные портреты знатных особ, танцовщиц, жокеев и гладильщиц. В картинах Эдгара Дега, казалось бы, простые сюжеты из жизни, но они притягивают и запоминаются тем, что в них сама жизнь…
Детство и начало пути
Эдгар Илэр Жермен Дега (настоящая фамилия — де Га) родился 19 июля 1834 в Париже в семье банкира. Его отец Август де Га будучи молодым человеком приехал в столицу Франции, где и организовал филиал неаполитанского торгового дома и женился на французской креолке Селестине Мюссон, происходившей из семьи брокера, работавшего на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
В 1847 мальчик в возрасте тринадцати лет пережил тяжелый удар судьбы — умерла его мать, которую он горячо любил и боготворил. Эдгар был способным учеником и пусть не отлично, но успешно окончил школу. Из предметов ему особенно нравились латынь и история, но больше всего на свете он любил рисовать. Увлечение поддерживал отец, который искусством интересовался больше, чем финансами. Поэтому юный Эдгар, окончив лицей Людовика Великого в 1852, сразу же устроился в Лувр копировщиком.
В силу традиций, Дега, как старший сын, должен был пойти по стопам отца. Поэтому на следующий год молодой человек, дабы порадовать родителя, поступил на факультет права Парижского университета. Довольно скоро, одержимость искусством привела Эдгара к окончательному решению стать художником, и благодаря своему упорству он смог добиться разрешения отца обучаться живописи.
Оставив юриспруденцию, Эдгар Дега близко сошелся с художником Эваристом де Валери — одним из учеников Эжена Делакруа. Некоторое время он занимался в мастерской Барриаса, а в 1854 начал брать уроки у Луи Ламота, последователя французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. Одновременно с этим Дега поступил в Школу изящных искусств.
Являясь выходцем из богатой семьи и имея постоянную поддержку отца, Эдгар никогда не испытывал финансовых трудностей, которые практически всегда сопровождают начинающего художника. В связи с этим юноше ничто не мешало спокойно посвящать все время освоению живописи и рисунка.
Поиски собственного стиля
1856 стал переломным в жизни Дега: неожиданно для всех он оставил Париж и обучение в Школе изящных искусств, почти на два года уехав в Италию. Формальным поводом для поездки послужило желание повидать родственников, на деле же — стремление соприкоснуться с выдающимися памятниками Ренессанса.
Первое время пребывания в «колыбели Возрождения» художник посвятил путешествиям по культурным центрам страны — Флоренции, Неаполю и Риму, где с пристальным вниманием изучал работы великих мастеров прошлого. Под наибольшим впечатлением Дега остался от полотен Андреа Мантеньи и Паоло Веронезе, ставшие для него идеалом.
В 1858 юноша познакомился с Гюставом Моро, который впоследствии стал для него не только другом, но и наставником. Моро все время изучал живопись и, чтобы постичь ее суть, горячо интересовался произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веронезе и Караваджо и пытался воспринять их систему построения колорита. Свои красочные композиции Моро выполнял в техниках акварели и пастели. Эдгар настолько поразился работами друга, что тоже обратился к этим техникам. Моро оказывал сильное влияние на молодого художника, но если первый отводил главное место цвету, то Дега (как видно в первых работах) утверждал преимущественное значение рисунка, считая его «более плодотворным полем деятельности».
В Италии живописец начал поиски собственного художественного языка. По его мнению, стиль должен был основываться на конструктивно построенной форме и его реалистической трактовке.
Ранние работы Дега отличаются точным и резким рисунком. В этом периоде произведения наделены особой выразительностью, основанной на точном воспроизведении действительности.
Так, в картине «Римская нищенка» передана реалистическая правдивость с жесткостью трактовки образа, при этом героиня изображена в весьма условно обозначенном пространстве. Несмотря на некую графичность композиции, картина имеет тонкую цветовую моделировку и выверенную тональную проработку. Фактически с помощью лишь четырех цветов живописец создал удивительный и выразительный тип итальянской нищенки. В этой картине мастер умело смог решить основополагающую художественную задачу, волновавшую его еще в период обучения у Луи Ламота, — соотношение фигуры и окружающего пространства.
Римская нищенка. 1857
Эдгар Дега вернулся в Париж в 1859. Прожив некоторое время в родительском доме, художник переехал в большую мастерскую в 9-м округе на Рю де Лаваль. Он обратился к исторической теме, но придав ей нехарактерную для жанра трактовку. Например, картину «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» Дега, следуя классицистическим канонам изобразительного искусства, стремился обновить живым наблюдением реальной жизни. Мастер проигнорировал идеализацию античного сюжета, сделав героев похожими на современных подростков с парижских улиц. Именно поэтому движения персонажей в стилизованном пейзаже выглядят угловато, а сами фигуры размещены на первом плане параллельно нижнему краю холста, что придает большую убедительность и декоративную ритмичность.
Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев. 1860
Дочь Иеффая. 1859–1860
Образы друзей и близких
Большинство портретов Дега создал в начале своего творческого пути. Обратился он к этому жанру под влиянием отца, считавшего, что владение навыками портретиста может обеспечить сыну безбедное существование. Первыми появились изображения членов семьи и автопортреты, затем довольно скоро Дега начал писать портреты своих друзей.
В этих работах проявлялись характерные черты стиля художника, придерживаясь композиционных приемов, имеющих некоторую связь с техниками старых мастеров. Так, создавая «Автопортрет», он использовал темный фон, что характерно для испанской школы живописи и ее ярким представителям — Франсиско де Гойи и Диего Веласкеса. Эта картина, как и другие ранние портреты Дега, отличаются некоторой монохромностью колорита.
Автопортрет. 1855
В «Автопортрете в мягкой шляпе» художник уже отказывается от использования глухого нейтрального фона. Здесь присутствует уже другое колористическое построение — залитый солнечным светом темно-синий задник и обыденный костюм мастера, подчеркнутый красно-оранжевым платком на шее. Однако здесь, как в «Портрете Рене де Га» и более ранних холстах, все еще имеется статичность и застылость позы модели. Очень скоро Дега осознал этот недостаток и начал вводить в портреты движение, эксперименты с ракурсами, что позволило оживить произведения и придать им динамики. Благодаря новому композиционному построению и острому видению натуры, в свои работы художник привнес не только эмоциональность, но и глубокий психологизм.
Автопортрет в мягкой шляпе. 1857–1858
Портрет Рене де Га. 1855
Апофеозом развития раннего стиля Дега как портретиста стала картина «Семья Беллели», где изображены тетя автора Лаура, ее муж Дженарро и две их дочери — Джулия и Джованна.
Семья Беллелли. 1858–1867
Этот групповой портрет, выражающий психологию героев, точность рисунка и мастерство передачи света, является одним из лучших произведений жанра середины XIX века.
В последующих работах живописец предпочитал избегать статичности и фронтальности образов за счет усиления динамики композиции. Для этого Дега довольно часто пробовал диагональное построение и неожиданные ракурсы, что позволяло достичь новых выразительных эффектов.
В полотне «Женщина, сидящая у вазы с цветами» применено смелое композиционное решение. Большую часть картины занимает пышный букет хризантем на столике, возле которого сидит отвернувшаяся в сторону героиня, словно она случайно попала в изображение натюрморта.
Женщина, сидящая у вазы с цветами. 1865
В некоторых случаях Дега вводил в портреты атрибуты, указывающие на социальное положение героя (яркий пример — «Портрет Джеймса Тиссо»).
Портрет Джеймса Тиссо. 1867–1868
Также интересными произведениями того времени являются «Мадемуазель Гортензия Вальпинсон» и «Портрет виконта Лепика с дочерьми».
Портрет Джеймса Тиссо. 1867–1868
Портрет виконта Лепика с дочерьми (Площадь согласия). 1876
Но с заказными портретами у мастера обстояли спорные моменты. Эдгар Дега никогда не исполнял их согласно требованиям модели. Среди них было немало светских дам, но он ни разу не поддавался соблазну изобразить их во всем великолепии и роскоши. Напротив, художник стремился передать характер каждой из них как можно точнее, в результате чего многие уходили от него, чувствуя себя оскорбленными.
Перипетии судьбы
В 1862 в жизни Эдгара Дега произошло очень важное событие: знакомство с Эдуардом Мане. Вскоре мастер начал посещать кафе Гербуа, где собирались молодые художники со своими видениями действительности и поисками сюжетов и выразительности. Здесь часто бывали Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие.
В конце 1860-х, как и большинство импрессионистов, Дега обратился к созданию больших серий — «Скачки», «Балетные сцены», «Модистки», «Прачки», где точно раскрывал глубину и сложность внутреннего мира своих героев.
Стоит отметить, что, в отличие от большинства художников-импрессионистов, Дега не искал вдохновения в природе, он воспринимал действительность как динамическую стихию, где главное принадлежит движению. Поэтому его идеал — это шумный современный город. Благодаря своей наблюдательности и бесстрастности, художник подмечал особенности ритма жизни города и в точности отображал их.
В силу финансовой независимости Дега имел безграничные возможности для творческих экспериментов. Он смело отбрасывал все каноны и избитые приемы композиции ради создания новых и неожиданных точек зрения, что придаст картинам свежесть и непосредственность. Своих героев мастер запечатлевал в непринужденных и естественных позах. В результате творческих поисков Эдгар Дега смог добиться той степени выверенности композиции, где нет ничего случайного и все работает на выражение смысла картины. Сам живописец так характеризовал свое творчество: «Моя работа — это результат размышления. Изучения мастеров, это дело вдохновения, характера, терпеливого наблюдения».
Портрет Эдмондо и Терезы Морбилли. 1867
Обиженный. Около 1869
В 1870 началась Франко-прусская война. Дега записался добровольцем в пехотный полк, но на первых же стрельбищах обнаружилось, что он плохо видит правым глазом. Ему поставили диагноз «отслоение сетчатки, вызванное диабетом». Это стало началом болезни мастера, которая обернется в конце жизни почти полной слепотой. В связи с плохим зрением художника перевели в артиллерийский полк.
В 1871, когда закончилась война, Дега совершил короткую поездку в Лондон, а зиму 1872-1873 провел у родственников в Новом Орлеане.
В соединенных Штатах Эдгар Дега создал ряд портретов членов своей семьи. Однако скоро он пришел к выводу, что «не может быть парижского искусства и луизианского искусства без какого-либо различия. Иначе это будет просто иллюстрированный мир». С этого момента художник перестал делать в таком большом количестве рисунки, этюды, сопровождавшие его во время путешествий. Он считал, что только длительное пребывание в той или иной стране «дает возможность действительно узнать обычаи народа и его обаяние». Но вопреки своему же убеждению, в 1873 на свет появилось полотно «Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане».
Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873
В апреле того же года мастер вернулся в Париж. Меньше чем через год его отец умер, оставив после себя огромные долги. Дела покойного были в полном беспорядке, а банк под его бывшим управлением задолжал кредиторам астрономические суммы. Дабы сохранить семейную репутацию, Дега выплатил часть долга за счет полученного наследства, но этого оказалось недостаточно. Чтобы окончательно свести концы с концами, он был вынужден продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров.
Когда все было улажено, живописец впервые задумался о продаже собственных полотен. Одним из эффективных способов привлечения покупателей Дега считал выставки импрессионистов, которые иногда помогал организовывать. С 1874 по 1886 состоялось восемь подобных экспозиций, в семи из которых сам принял участие. Нужно отметить, что в отличие от произведений других импрессионистов, его работы имели успех и отлично продавались.
В 1870-х художественная манера мастера изменилась: построение пространства приобрело небывалую остроту, еще больше динамики и свободы. Цвет уже имел самостоятельное значение, стал сложным и наполненным светом. Дега так упростил и очистил рисунок от лишнего, что всего один контур мог передать игру мышц движущегося тела человека. Картины приобрели более скульптурный характер, контуры фигур и объектов выделялись толстой, прочерченной углем линией, а детали сводились к минимуму.
С середины семидесятых годов XIX века Эдгар Дега уже практически перестал писать портреты маслом, перейдя на работу пастелью. Последним портретом маслом стало изображение дочери своего друга Анри Руара Элен — «Элен Руар в кабинете отца».
Элен Руар в кабинете отца. 1886
Большое влияние на Дега, как и на всех импрессионистов, оказала японская гравюра, вследствие чего живописец использовал неожиданные ракурсы, построения и размещение в центре композиции второстепенных персонажей.
Кафешантаны
После постановки диагноза «отслоение сетчатки» в 1870 художник стал заботиться о своем зрении, как можно реже выходил днем на улицу, защищая глаза от солнечного света. По этой же причине Дега практически не работал на пленэре. В результате большинство работ написано при газовом освещении, отчего сам получил прозвище «первый импрессионист ночи». Возможно, поэтому тема парижских кафе, дешевых кафешантанов, певиц, актрис и дам «полусвета» была притягательна для него.
Пожалуй, самой известной работой данной серии можно назвать «Абсент» («Любители абсента»), где изображен интерьер известного в художественных кругах Парижа заведения «Нуавель-Атен», а позировали для картины художник и гравер Марселен Дебутен и актриса Элен Андре.
Абсент (Любители абсента). 1875–1876
В этой серии картин имеется немало ярких полотен: «В кафе», «Кафешантан «Амбассадор», «Концерт в кафе» и другие.
В кафе. 1877
Женщины на террасе в кафе вечером. 1877
Кафешантан «Амбассадор». 1876–1877
Концерт в кафе. 1877
Особого внимания заслуживает произведение «Певица из кафешантан» («Певица с перчаткой»). Интересный факт —позировала для этой картины вовсе не певица, а известная пианистка Алиса Дегранж. Центром композиции является рука в черной перчатке, а открытый рот и несколько искаженные черты лица превращают изображение в карикатуру. Чтобы смягчить это впечатление, добавлены светлые акценты: блики на платье и лице, цветок в волосах.
Певица из кафешантана (Певица с перчаткой). Около 1878
Страстный любитель лошадей
Наверное, больше всего в жизни Эдгар Дега любил лошадей. Интерес к этим грациозным животным у художника возник еще в Италии. Он с огромным любопытством следил за традиционными римскими скачками на Виа дель Корса, создавая множество набросков. Конный спорт также был популярен в 1860-е во Франции при правлении Луи Филиппа и Наполеона III.
Дега интересовала не столько пластика лошадей, сколько профессиональные жесты и движения жокеев. Но при этом важное место отводил цвету, признанному облекать беспорядочные фигуры жокеев в конкретную форму.
Эта серия полна динамичных произведений: «Джентельмены на скачках: перед стартом», «Жокеи перед трибуной», «Наездники перед стартом», «Скачки в провинции. Экипаж на скачках» и другие.
Джентльмены на скачках: перед стартом. 1860–1862
Жокеи перед трибуной. 1869–1872
Скачки в провинции. Экипаж на скачках. Около 1872
Примерно с 1873 художник почти перестал уделять внимание теме лошадей. Вернулся он к ней благодаря заказу певца Жана-Батиста Фаре на создание полотна «Скачки. Жокеи-любители».
Скачки. Жокеи-любители. 1876–1887
Одной из последних картин на тему скачек является «Упавший жокей», который, возможно, своим трагичным сюжетом положил конец интересу к жокеям и лошадям.
Упавший жокей. 1896–1898
Балет
Пожалуй, ничто не соответствовало интересам художника так, как изменчивость и динамика танца. Любимой темой его был балет, он погрузился в него с головой, посещая театры и танцевальные классы. Известно, что Дега на протяжении двадцати лет ежегодно приобретал абонемент в Парижскую оперу.
Мастер воссоздавал чарующий мир танца, при этом наблюдая тяжелый труд балерин. Он изображал их во время репетиций, где они оттачивали движения до совершенства; во время спектаклей под блеском софитов; во время редких моментов отдыха. Но большинство пастельных работ появилось в мастерской, куда живописец приглашал своих моделей. И только спустя пятнадцать лет директор Парижской оперы разрешил Дега работать непосредственно за кулисами театра.
Картина «Оркестранты оперы» стал одной из первых работ, написанных на эту тему. Полотно предлагает взглянуть на сцену через оркестровую яму, где центральное место среди музыкантов занимает друг живописца Дезире Дио, играющего на фаготе, а вверху виднеется только нижняя часть сцены.
Оркестранты оперы. Около 1870
Ранние картины этой серии выделяются долей фотографичной бесстрастности, с которой художник изображал балерин. В 1871 было написано произведение «Танцкласс», в нем Дега блестяще передал волнение юной танцовщицы перед последней репетицией.
Танцкласс. 1871
«Танцкласс» был представлен публике в 1874 на выставке импрессионистов, после которой Дега стал известен как «художник, пишущий танцовщиц». После этого на свет появилась целая череда «балетных» картин: «Урок танцев», «Завершающий арабеск», «Перед экзаменом», «Танцовщицы» и, наиболее выразительная из них, «Голубые танцовщицы».
Урок танцев. 1874
Завершающий арабеск. 1877
Перед экзаменом. 1880
Танцовщицы. 1883
Голубые танцовщицы. Около 1898
Большинство произведений выполнено в технике пастели, в которой мастер выработал своеобразные приемы наложения красочного слоя — раздельными мазками-штрихами, словно объединяющими рисунок и живопись.
Гладильщицы и модистки
Эдгар Дега всегда интересовался особенностями поведения людей из различных слоев общества, их движениями, жестами, пластикой — всем тем, что он мог взять и отобразить на полотнах.
Так появилась серия картин на бытовую тему, где главными героинями выступали гладильщицы, продавщицы галантерейных лавок и шляпных салонов. Работы решались, как правило, вне бытовой среды, что помогло художнику достигнуть уровня социального обобщения.
Известные картины из бытовой жизни — «Гладильщица» (1869), «Гладильщица» (1873), «Две гладильщицы», «В прачечной (Чтение письма)».
Гладильщица. Около 1869
Гладильщица. 1873
Две гладильщицы. 1884
В прачечной (Чтение письма). 1884
Работы Дега на бытовую тему современники часто сравнивали с полотнами выдающегося французского художника Оноре Домье, который неоднократно обращался к изображению прачек и гладильщиц. Вот что писал по этому поводу критик Арман Сильвестр в газете «Современная жизнь» от 24 апреля 1879: «Давайте перейдем к чему-то значительному. В высшем выражении это значительное проступает на редких холстах господина Дега — всегда один и тот же процесс синтеза, переданный с достойным всяческого восхищения художественным чутьем. Посмотрите только, как согнулась гладильщица за своей тяжелой работой. Если смотреть на картину с расстояния, можно подумать, что ее написал Домье, но при ближайшем рассмотрении становится бесспорным, что это больше, чем Домье. Есть в этой работе отточенное мастерство, мощь которого сложно передать».
Не стоит забывать про чудесные и красочные работы, посвященные посетительницам шляпных салонов и построенные на принципах фотографии. Благодаря легкости и «певучести» линий, процесс примерки шляпок становится более задорным и увлекающим.
У модистки. 1882
У модистки. Около 1882
Магазин дамских шляпок. Около 1884
Модистки. 1882
Во всей этой серии Дега доказал, что даже бытовая сцена может выглядеть монументально.
Женщины за туалетом
С начала 1880-х Эдгар Дега чаще стал обращаться к изображению обнаженного тела. Женские образы созданы вопреки всем канонам и условностям. «Красота должна быть характерной», — утверждал Дега. Абсолютная естественность движений обнаженного тела может быть лишь во время купания, поэтому излюбленной темой художника стали «женщины за туалетом». Героини полностью заняты собой — моются, причесываются, вытираются после принятия ванны. Они настолько погружены в свои мысли, что не задумываются о принятии изящных и грациозных поз.
Таз. 1885
Таз. 1886
Постепенно Дега вырабатывает свою эстетику передачи движения. Он стремился не просто зафиксировать с точностью то или иное положение рук, ног, корпуса, а прочувствовать и передать сложное взаимодействие всех частей тела.
Женщина, расчесывающая волосы. 1886
Расчесывание волос. После 1886
После ванны. 1890–1893
Работая над произведениями этой серии, Дега предпринял попытку создать свою собственную систему, с помощью которой он мог изображать конкретную позу женщины с чрезвычайной точностью и в то же время в наиболее обобщенных чертах. Он доказал, что тело может быть не менее выразительным, чем лицо, поэтому, казалось бы, совершенно обыденные мотивы получили в его искусстве поэтическое выражение жизненной энергии, красоты и грациозного изящества.
Старость
В конце жизни, практически полностью потеряв зрение, Дега обратился к скульптуре, которую называл «ремеслом слепого». В новом виде искусства он воплощал те же темы, что и в своих картинах, — танцовщиц, купальщиц или скачущих жокеев. Небольшие по размеру работы он лепил для себя, поэтому лишь немногие из них доведены до конца — «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица».
Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица
Ухудшение физического состояния Дега совпало с усилением его интереса к фотографии, поэзии, музыке. Знакомые художника отмечали в своих воспоминаниях, что Дега очень любил петь и частенько исполнял неаполитанские песни. Однако в 1895 живописец практически полностью перестал общаться с друзьями и редко выходил на улицу. Его дом был открыт только для очень узкого круга близких людей.
Имея немало данных о жизни живописца, при этом говорить о наличии фактов его личной жизни невозможно. Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.
В 1912 Эдгар Дега пережил сильный удар — умерла его сестра Тереза. В этом же году ему пришлось переехать на новое место, что было связано с реконструкцией его дома. Художник, уставший и измотанный последними событиями, остался практически один и окончательно перестал работать.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 в возрасте восьмидесяти трех лет. Согласно его предсмертной воле, похороны прошли скромно. Проводить художника в последний путь пришли многие его друзья, среди которых были Клод Моне, Мэри Кассетт, Анри Лероль, Леон Бонна, Амбруаз Воллар, Жан-Луи Форен и многие другие. Дега просил не произносить траурных речей во время похорон и особенно настаивал на том, что если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать»...