Итальянский живописец Микеланджело Меризи да Караваджо – один из самых талантливых и значительных художников в истории искусства. Он, являясь основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века, внес в него демократизм, материальность и эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (в будущем стиль Караваджо и его последователей получил название «караваджизм»). Живопись художника стала реакцией на маньеризм; он попытался пойти новым путем направления натурализма, отличающегося лаконичностью и простотой композиции, энергичной пластической лепкой. По-новому интерпретированы религиозные сюжеты. В них Святые Караваджо изображены твердо стоящими на земле, исполненные материальной весомости, а не парящими в небесах с ангельскими улыбками. Мастер внес огромный вклад в создание новых жанров живописи, таких как натюрморт и бытовой жанр, а также оказал огромное влияние на многих европейских живописцев. Зрелые произведения Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматичностью.
Начало пути
Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 в Ломбардии, его имя происходит от названия городка в Северной Италии, где художник появился на свет. Точная дата рождения неизвестна. Возможно, это было 29 сентября, в день святого Архангела Михаила (в те времена была традиция называть новорожденных в честь святого, в день памяти которого они появлялись на свет). Микеланджело родился первым в семье, за ним последовали еще три брата и сестра. Отец художника Фермо Меризи занимался строительным делом при дворе Франческо Сфорца, маркиза де Караваджо. Мальчик жил до четырех или пяти лет в Милане, но разразившаяся в 1576 году эпидемия чумы заставила семью вернуться в Караваджо. Переезд спас всех членов семьи, кроме ее главы, который умер в октябре 1577. Так будущий художник будучи мальчиком остался без отца.
Одиннадцатилетний Микеланджело в апреле 1584 поступил учеником к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Обещание мастера довести его способности к пятнадцати годам до такой степени совершенства, чтобы тот смог работать самостоятельно, говорит о творческой зрелости юного Караваджо.
В 1590 неожиданно умерла мать Микеланджело, а в 1592 наследство родителей было поделено между четырьмя детьми (один брат умер в 1588). Доля Караваджо оказалась достаточной для нескольких лет благополучной творческой жизни. После получения наследства он покинул родной город и отправился в Рим.
Рим. Становление художника
Первое время молодой человек испытывал трудности. Не внушающий доверия новичок, голодный оборванец, он перебивался со дня на день, подрабатывая у некоего Лоренцо Сичилиано. Вскоре Караваджо тяжело заболел и лечился в госпитале для бедняков. После болезни он нашел новое пристанище у художника Джузеппе Чезари д'Арпино. Хоть ныне фрески Чезари кажутся формальными и скучными, но в те времена были довольно востребованы. Возможно, именно Чезари занимался скупкой и перепродажей картин молодых живописцев. Караваджо писал в основном натюрморты, к созданию которых Чезари видел у него особые способности. Поэтому в работах юноши Микеланджело данный жанр играл важную роль.
Картина «Маленький больной Вакх», скорее всего, является автопортретом. Караваджо применяет все доступные средства, чтобы принизить возвышенные идеалы искусства Возрождения: бледность лица, заигрывающая улыбка и наигранная серьезность юноши. Перед нами предстает вовсе не бог, а болезненный молодой человек, страдающий от последствий обильных возлияний, имевших место накануне. Изображение Вакха объективно, словно художник отказался от малейшей возможности приукрасить образ. Спелые персики и виноград, венок из виноградной лозы на его голове характеризуют Караваджо как блестящего мастера натюрморта.
Маленький больной Вакх. Около 1593
«Юноша с корзиной фруктов» относится также к ранним произведениям художника. В картине уже прослеживаются главные особенности искусства Караваджо, делавшие его непохожим ни на кого другого.
Юноша с корзиной фруктов. Около 1593
Во-первых, реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Караваджо буквально «писал с модели», что добавляло чувственности и пикантности образу: зрителю представал не отвлеченный идеал, а обычный человек, один из множества обитателей рынков и улиц.
Вторая особенность искусства Караваджо – скрупулезность изображения предметов, окружающих героев произведений. Например, если рассмотреть корзину в руках юноши, то каждый фрукт изображен так, как будто кроме него на картине ничего нет. Каждая деталь прорисована до мельчайших подробностей, что говорит о мастерстве художника.
Третья специфичность стиля Караваджо – резкий, падающий сверху свет, являющийся полноправным действующим лицом картин, а не просто поток лучей, исходящий из конкретного источника по определенным законам. Свет из общего темного пространства выхватывает основное в сюжете полотна, указывая зрителю на главные акценты.
Раннее творчество
Личность Караваджо и события его жизни поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Если верить наиболее информированным биографам, оставив дом д'Арпино, художник создал такие известные картины раннего периода творчества, как «Предсказатель судьбы», «Юноша, чистящий фрукт», «Музыканты». Мастер заявил о новом, невиданном способе письма и восприятия мира. Он первый внес в итальянскую живопись понятие «жанр», изображая реалистично уличных гадалок и мальчишек и даже мифологические сюжеты.
Юноша, чистящий фрукт. 1593
Музыканты. 1595–1596
В середине 1950-х у Караваджо завязалось знакомство (через поставщика картин для церкви Сан-Луиджи деи Франчези) с кардиналом дель Монте, ставшее поворотным моментов в судьбе живописца. Кардинал не только предоставил ему жилье, но помог получить первую серьезную работу, вместе со своими знакомыми засыпав художника заказами.
Пожалуй, последующие несколько лет стали самыми удачными в жизни Караваджо. Его слава росла, но при этом не все воспринимали творчество мастера с одобрением, ведь моделями художника являлись выходцы из простого народа. Он не без вызова эстетическим идеалам писал людей не из «добропорядочного» общества – заядлых картежников, алчных шулеров, коварных цыганок.
Первые произведения Караваджо, созданные для кардинала дель Монте – «Шулеры», «Гадалка», «Вакх», «Лютнист» и первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
В картине «Шулеры», созданная в бытовом жанре, два картежника путем жульничества обыгрывают молодого доверчивого человека.
О создании произведения «Гадалка» выразительно рассказал писатель Беллори: «Когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона как образцах для учения, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, говоря, что достаточно учиться у природы. А для подтверждения своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал, как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени. Написал он там и молодого человека, который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, другую же, без перчатки, протянул цыганке, и та внимательно на нее смотрит, и столь чисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил».
Гадалка. Около 1596
В произведении «Вакх» Караваджо воплощает не классический идеализированный образ античного божества, а изнеженного молодого человека с женоподобным лицом, держащего кубок с вином. Вакх представлен слабым и грешным человеком, но при этом карикатурой назвать картину невозможно в силу чувственного обаяния самой композиции. Художник сознательно изобразил обычного человека с улицы, переодетого в Вакха.
Вакх. Около 1596
К концу 1590-х складывается оригинальная система живописи Караваджо, стремящаяся передать все тонкости материального мира. Передний план картины выделяется лучом света и погружается в темный фон, что помогает достичь эффект непосредственной близости к зрителю.
Одним из таких полотен является «Лютнист». Юноша с чарующей женственностью изящно перебирает струны лютни, погружая каждого в красивую мелодию. Детали настолько мастерски прорисованы, что даже написанные в тетради ноты манят сыграть по ним.
Лютнист. 1596
Зрелое творчество. Библейские сюжеты
С годами мастерство Караваджо совершенствовалось, он уже принимался за крупные значительные произведения. Зрелые картины художника, написанные в период с 1599 по 1606, – это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой, для которых характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный насыщенный колорит. Реализм Караваджо – нечто большее, чем просто подражание природе.
Художник ставил перед собой все более сложные задачи. Он не избегал натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости – «Жертвоприношение Авраама», «Юдифь и Олоферн», при этом находя и поэтичность сюжета – «Отдых на пути в Египет» и «Мария Магдалина».
Жертвоприношение Авраама. 1601–1602
Отдых на пути в Египет. 1594–1597
Мария Магдалина. 1594–1596
Библейские сюжеты Караваджо изображал наперекор сложившимся стереотипам. Так, поступок Юдифи, соблазнившей вражеского военачальника и отрубившая ему голову он интерпретировал как страшное событие, а не подвиг.
Юдифь и Олоферн. Около 1598
Английская путешественница Анна Миллер настолько была поражена полотном «Юдифь и Олоферн», что оставила следующий отзыв в 1779: «Эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление; она кажется написанной с натуры. Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, так что мне стало не по себе – те же чувства я испытала бы, глядя на настоящую казнь. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживаются жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью…».
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал циклы картин на жизни апостолов.
В картинах на евангельские сюжеты художник использует своеобразный живописный прием: резкий поток света выхватывает персонажей из темного пространства. Сам источник света не показан, но, возможно, живописец изображает не естественное освещение, а именно Божественный свет, льющийся на героев композиции. В одних он подчеркивает удивление, в других – беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом.
Первый крупный заказ Караваджо получил от своего покровителя кардинала дель Монте на серию картин про святого Матфея: «Святой Матфей и ангел», «Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея».
Святой Матфей и ангел. 1602
Призвание святого Матфея. 1599–1600
Мученичество святого Матфея. 1599–1600
Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли художнику огромную славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекали необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» типажей.
В картинах для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо продолжил тему служения человека Богу. Между сентябрем 1600 и ноябрем 1601 живописец создает два самых значительных произведения – «Распятие святого Петра» и «Обращение Савла». В привлекших большое внимание публики работах художник демонстрирует совершенно новый подход к изображению религиозных сюжетов. Они отличаются смелостью, неожиданностью художественного решения, драматизмом и оригинальной композицией.
Обращение Савла. 1600
Сюжет картины «Обращение Савла» заимствован из «Деяний апостолов». «Деяния» повествуют о том, как один из самых беспощадных гонителей христиан Савл отправился в Дамаск, предварительно выпросив у первосвященника бумагу, разрешающую ему арестовывать всех без исключения последователей учения Иисуса и приводить их в Иерусалим. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил яркий свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, зачем ты Меня преследуешь?». – «Кто ты, Господи?» – спросил Савл. – «Я – Иисус, которого ты преследуешь. Трудно тебе идти против рожна». – «Господи! Что повелишь мне делать?» – в трепете и ужасе вскричал Савл. – «Вставай и иди в город. Там тебе скажут, что ты должен делать». Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Его за руку привели в Дамаск. Через некоторое время Иисус явился в видении одному из своих учеников – Анании – и велел идти в дом, где остановился Савл, положить ему руки на глаза и восстановить его зрение. Анания пошел к Савлу и сделал, как повелел ему Господь, и в ту же минуту Савл прозрел. После этого он был крещен и начал проповедовать учение Христа.
На картине «Распятие святого Петра» проповедник учения Христа изображен бессильным со страданием и страхом смерти в глазах. Сцена производит мрачное впечатление и показывая, что смерть апостола – не героическая драма, а отвратительная и подлая казнь.
Распятие святого Петра. 1600–1601
Практически одновременно с циклами для капелл Контарелли и Черази Караваджо создает произведения «Ужин в Эммаусе», «Амур-победитель» и «Уверение Фомы».
Ужин в Эммаусе. Около 1600
Амур-победитель. Около 1602
Уверение Фомы. 1601–1602
Несмотря на споры и скандалы вокруг своего имени, Караваджо продолжал получать заказы на картины для храмов, среди них: «Положение во гроб», «Мадонна со змеей» и «Мадонна пилигримов».
Мадонна пилигримов. 1603–1605
Живописец, движимый тягой к народности, позволяет себе использовать в качестве модели для фигуры Марии в картине «Мадонна со змеей» дочь своей бедной соседки.
Мадонна со змеёй. 1606
Полотно «Положение во гроб» имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже враги были вынуждены признать высокие художественные достоинства мастера. О популярности этого произведения свидетельствуют также многочисленные свободные копии, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном.
Положение во гроб. 1602–1603
Как пишет о полотне Д. Бонсанти, «в композиции господствует строго рассчитанное равновесие; физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества. Святой Никодим, изображенный справа, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, которая заключает в себе и особый смысл... Кажется, что персонажи картины вот-вот передадут Его если не зрителю, то кому-то, кто находится рядом с ним. В результате, публика отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие. Становятся понятны те особые чувства, которые картина «Положение во гроб» вызывала у художников XIX века, поскольку она соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)».
Позднее творчество. Бегство
Юношеские годы, полные неудач, огорчений и нуждой оставили свой отпечаток в характере Караваджо. Он был жестоким человеком, легко ввязывался в споры и драки, мог оскорбить противника. Однажды в одной из таких перепалок художник убил юношу. Стычка произошла из-за Филлиде Меландрони – одной из самых известных римских куртизанок, на которую претендовали оба. Караваджо изобразил женщину в картине «Святая Екатерина Александрийская». После убийства мастер бежал сначала в римскую глушь, затем перебрался в Неаполь, где за несколько месяцев создает полотна «Мадонна с четками» и «Семь дел милосердия». Но постоянные преследования вынудили его покинуть Неаполь и отправиться на Мальту, а потом на Сицилию.
Святая Екатерина Александрийская. Около 1598
На Мальте живописец создает произведение «Усекновение головы Иоанна Предтечи» (единственная картина, хранящая подпись автора) и «Портрет Алофа де Виньякура», гроссмейстера Мальтийского ордена, изображая его как человека самодовольного, жестокого и неумного.
Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1608
Портрет Алофа де Виньякура. 1608
Бегство означало для Караваджо заочный смертный приговор, и художник пытался получить амнистию. Написанные после убийства Томассони произведения можно назвать своего рода искуплением совершенного греха. Зрелый Караваджо пишет полотна с отчаянием приговоренного в смерти, стремясь заслужить божественное прощение.
Эти черты характерны для таких произведений, как «Святой Иероним», «Давид с головой Голиафа» и особенно «Смерть Марии».
Святой Иероним. 1608
По одной из версий, на картине «Давид с головой Голиафа» в образе пастушка художник изобразил самого себя в юности, а голова Голиафа — автопортрет Караваджо. Здесь как никогда показано раскаяние художника в совершенном деянии.
Давид с головой Голиафа. 1609
В картине «Смерть Марии», написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала в Траставере, иначе истолковывает сцену смерти Матери Христа. Согласно церковной традиции, событие считается радостным, ведь Дева Мария завершила Свою земную жизнь и может теперь соединиться на небесах с Сыном. Но Караваджо представляет событие трагедией: погруженные в скорбь апостолы и вид самой Богоматери показывает не блаженное вознесение на небеса, а полную страданий жизнь и мучительную смерть.
Смерть Марии. 1606
Готовое полотно заказчик отверг: Мадонна была написана с проститутки, с которой на тот момент художник состоял в отношениях; к тому же тело умершей изображено слишком натурально с видневшимися из-под драпировки голыми ногами.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Натурализм мастера в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза. Каждый художник в эпоху Возрождения должен был следовать строгим установленным канонам религиозного искусства. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Однако во многом искусство живописца можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего.
За время скитаний созданы несколько полотен, имеющие в основе мрачное звучание событий: «Погребение святой Лучии», «Бичевание Христа», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов».
Погребение святой Лучии. 1608
Бичевание Христа. 1607
Воскрешение Лазаря. 1609
Поклонение пастухов. 1609
В октябре 1609 Караваджо вернулся в Неаполь, ожидая помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец, в 1610 получив прощение от кардинала Гонзага, мастер сел на корабль, но добраться до Рима ему не суждено было… По дороге его по ошибке арестовали испанские таможенники, но когда художник продолжил путь, он уже был болен малярией. И в возрасте тридцати девяти лет 18 июля 1610 художник умер от лихорадки в городе Порт-Эрколе.
Поистине гений Микеланджело Караваджо был смелым, полным сил и стремлений, хотя его и упрекали за поиски далекой от идеала истины. Мир мастера предстал нам очень сложным, полным тайн, где человек в своей натуре противоречив. Художник показал все трудности и страдания человека, стремящегося к духовным ценностям. Великое будущее ожидало одаренного и восхитительно владеющего техникой живописи художника, чему преждевременная смерть не дала сбыться.
Новаторское искусство Караваджо нашло своих последователей в Италии и других странах Европы и вдохновило многих художников. Однако в 1630 караваджизм почти прекратил сове существование, слившись с другими тенденциями барокко.