ПРЕКРАСНЫЕ И ХОЛОДНЫЕ... КТО ЖЕ ОНИ?
Между 1904 и 1907 годами австрийский художник Густав Климт создал и переработал две версии «Водяных змей». Первая, хранящаяся в Бельведере в Вене, представляет собой небольшую изысканную картину на пергаменте с использованием сусального золота. Вторая версия, которую вы здесь видите, это картина маслом.
📜Название: Водяные змеи II (подруги)
👨🎨 Автор: Густав Климт
Год: 1904-1907
Местонахождение: Частное собрание
Холст, масло, размеры 80 х 145 см
Полотно сильно вытянуто по горизонтали, и это первое, что бросается в глаза. Нестандартный формат картины дает возможность проявить себя изящным изгибам женских тел, сливающимся с абстрактными пространствами, которые наполнены декоративными элементами, по большей части круглыми.
Название указывает, что перед нами подводное царство, и именно так мы должны интерпретировать многочисленные разноцветные детали. Это морские звезды, кораллы, рыбья чешуя, какие-то водные структуры и организмы, яркие и тусклые, которые смешиваются и мерцают в водной глубине. Они окружают на вид вполне земных девушек, только очень стройных и бледных. Их кожа светится, словно фарфоровая, а пышные рыжие волосы сплетаются с водорослями и ракушками. Мы с удовольствием рассматриваем их хрупкую, необычную красоту.
Водяные змеи, русалки, ундины или нимфы... Мы можем использовать любое из этих названий, но общее в них то, что эти мистические существа только похожи на людей. Они очаровывают человека, но сами остаются порождением холодного океана, бесконечно прекрасные и при этом чуждые нам. Они завлекают, но сами не нуждаются в любви, не ищут второй половинки. Отсюда их полная гармония с морской стихией, их нега и изящество, не нарушаемое страстными желаниями.
В верхней части полотна мы находим девушку, повернутую к нам спиной, закутанную в какой-то пестрый розовый кокон, правее мы видим лица двух других девушек. Вся нижняя часть картины занята четвертым персонажем, чье тело мы видим в профиль, обволакиваемое зеленым коконом. Она единственная, кто смотрит на нас обольстительным взглядом из-под полуприкрытых век. Своими длинными тонкими пальцами она как бы убирает волосы в сторону, чтобы посмотреть на нас.
Климт, который очень любил рисовать женщин и подводное царство, достигает в этой картине вершин своего декоративного стиля. Он открывает нам одну из граней женской красоты, чувственной, магической, но одновременно холодной и недоступной.