Многие ли сейчас понимают, насколько умно и целесообразно было устроено крестьянское хозяйство наших предков? Как извечные традиции, народные обычаи помогали людям выживать в нашем суровом климате и продолжать свой род?
Музеи города Ярославля и области бережно хранят шедевры народного прикладного искусства: расшитые золотом и жемчугом костюмы и уборы, красочные вышивки, великолепные образцы тонкой деревянной резьбы, выразительную керамику.
XX век круто изменил привычный уклад жизни нашего народа. Идя к «светлому будущему», мы бездумно теряли то, чем дорожили наши предки. Но этот процесс начался еще раньше. Задолго до революции в Ярославской губернии набирала обороты промышленность и процветала оживленная торговля, строились железные дороги. Вчерашние крестьяне часто и подолгу отправлялись работать в большие города. Возвращаясь, этот разбогатевший, бывалый, народ уже мог сравнивать «цивилизованную» жизнь в столицах с консервативными порядками на родине. И на протяжении всего XIX века этнографы — кто с энтузиазмом, а кто с сожалением — наблюдали постепенное исчезновение традиций.
Красный угол. Деревня Ивашково Угличского района
Важнейшее место в каждой избе — красный угол. Это самое светлое и удобное место жилища, поскольку находилось оно рядом с окнами. Более того, это место святое. Там висела лампада и стояли на специальной полочке — божнице семейные иконы (вешать икону на гвоздь было не принято). Божницу на Пасху украшали вербой, на Троицу — веточками березы и обязательно покрывали красивыми полотенцами или рушниками.
Под иконами, на почетном месте стоял стол, причем обязательно вдоль половиц. Только по особым случаям, например для торжественной трапезы, его выдвигали на середину избы. Покрывали стол, как правило, только перед едой.
Дом горожанина — ремесленника. Художник О. Федоров, 2007 год. Историческая реконструкция быта домонгольского периода создана на основании материалов археологических раскопок, проводившихся на территории Ярославля в 2005-2010 годах.
Напротив красного угла находился угол печной, то есть кухня. Тряпичная занавеска отделяла это место от «чистого» пространства избы. Угол у печки – исключительно «женская территория» здесь бабы стряпали и отдыхали от работы. Мужчинам, особенно посторонним, не полагалось туда заходить.
Вдоль всех стен по периметру помещения тянулись неподвижные, врубленные одним концом в стену лавки. Короткая лавка у дверей считалась мужским местом. Здесь мужчины занимались мелким ремеслом: плели лапти, чинили упряжь или сети. Необходимые для этого инструменты хранились тут же, в нижнем ящике. А женщины со своим прядением или шитьем обыкновенно занимали долгую лавку, идущую вдоль боковой стены.
Внутренний вид избы. Художник В. Максимов, 1869 год
Бабушкины сказки. Художник В. Максимов, 1867 год
Одежду и прочее добро хранили в сундуках и коробах. При раскопках в богатых ярославских городах археологи постоянно находят ручки от сундуков и замки разных размеров, от 15 см до самых малых.
Разговор у сундука. Художник И. Батюков, 1893 год
Зимним вечером. Художник И. Куликов, 1907 год
В будние дни интерьер избы выглядел довольно скромно. Но в праздник жилище преображалось. Особая роль в убранстве отводилась тканями, которые вообще были показателем семейного богатства. Вышитые полотенца украшали, оживляли бревенчатые стены. Полотенцами и рушниками драпировали иконы в красном углу. Их также вешали на зеркала, на окна, а позже — на фотографические портреты, вошедшие в деревенский быт по образцу городских квартир.
Праздничные полотенца шили из лучшего, тщательно отбеленного холста и нарядно расшивали. Они были чрезвычайно длинными: при обычной ширине около 35 — 40 см. в длину могли достигать 3 — 4 и даже 7 метров. Вышитые узоры украшали их концы. Длинные праздничные скатерти украшали вышивкой тоже чаще всего по концам.
Кружевными центрами Ярославской губернии являются 2 города: Ростов Великий и Романово-Борисоглебск. Именно здесь с переменным успехом начинался развиваться кружевной промысел.
В Ярославском крае в XVIII — XIX веках сложились самобытные традиции кружевоплетения. Льняные и шелковые кружева плели в Ростове Великом и окрестных монастырях и селах. Ростовские плетеи (так называли мастериц) разработали особый узор для легкого, ажурного фона изделий. Позднее он получил название «ростовский крест».
Кружевной промысел в Ростове так и не сложился. В 1880 году в городе жило 14 кружевниц, позднее их число уменьшилось вдвое.
До нас дошло очень мало подлинных местных работ. Однако те, что известны, отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное, хотя известно, что в XVIII веке плели также из шелка.
Первая половина XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Вторая половина XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Середина XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
1880 г., Ярославская губерния, г. Ростов
Свой «почерк» был у романовских кружевниц, украшавших льняными кружевами подзоры, полотенца, рушники, скатерти, салфетки и многое другое.
Для плетения использовали нитки Хлудовской фабрики из Егорьевска. Плели сцепным и многопарным способом. Мастериц здесь работало немного, около 50, из городских мещанок, а заказчиками являлись местные же купеческие семьи.
Рисунки кружева имели названия: сцепной растительный мотив именовался «бачино»; зубец в форме семилепестной розетки назывался «бантиком», а геометрический волнистый зубец — «бараньими рожками». В парном плетении выделялся узор «шлёнский», в котором сочетались решетчатые ромбы, простой фон, оживленный «паучками», и плотные сердцевидные мотивы с плотными же треугольными зубцами посередине. На рубеже XIX и ХХ веков кружевоплетение в этом городе было совсем оставлено.
1880 г., Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск
1880 г., Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск
Кружевница. Художник В. Тропинин, 1823 год
Почти утраченный в начале XX века, ныне романовский кружевной промысел возрождается усилиями современных мастериц.
Современное кружево вышивальной фабрики «Новый Мир»
Материал для статьи взят из книги «Традиции Ярославского края», Изд-во «Медиарост», 2018
Авторы текста: Анастасия и Юрий Масловы